Рецензия на книгу
Gargantua and Pantagruel
Франсуа Рабле
Аноним7 апреля 2015 г.Великая и загадочная.
Ставлю книге высший бал за ее литературные достоинства, энциклопедичность автора. Но ценности, в ней заложенные, мне совсем не понравились.
«весь человек становится экскрементом» (totus homo fit excrementum)»/Виктор Гюго/Книга очень замысловатая, напоминающая картины Босха по своему гротеску. При чтении много подводных камней - обьем, необходимость знания контекста, особенно библейских текстов. Толкования раблеистов разные, особенно диаметральные Бахтина и Лосева, но мне было важно самому найти в пучине текста его смысл(ы). Что же хотел вызвать ученейший и умнейший Рабле этим сочным салатом из великанов, еды, вина, крови, испражнений, мочи, смеха, непристойностей, богохульств, сдобренным вкраплениями высокой морали? Насыщение? Несварение? 500 лет умы бьются, копья ломаются, ларец наполняется. Когда автор серьезен? Что для него важно и что хочет сказать? Отыскал важный ключ:
Где столько истин, всем полезных, скрыто.
Мне кажется, я слышу Демокрита,
Чей смех бичует глупости людскиеУже легче. За этим столом и Босх, и Брейгель, и Эразм, и даже Лютер. Одинокий Бахтин пригласил сесть за его столик, но я не пошел.
Но где же путь, где свет, где та скала, на которой можно строить дом? Светлых идеалов в книге не нашел.
Например, утопическая Телемская обитель с уставом из одного правила - Делай, что хочешь,.. если ты хороший, свободный и воспитанный человек. Воспетая ренессансная вера в Человека. Но дальше в тексте приводятся слова, высеченные на фундаменте обители, смысл которых рассеивает этот идеал, как солнце утренний туман. Вот и описание жизни в обители:
Благодаря свободе у телемитов возникло похвальное стремление делать всем то, чего, по-видимому, хотелось
кому-нибудь одному. Если кто-нибудь из мужчин или женщин предлагал: "Выпьем!" -- то выпивали все; если кто-нибудь
предлагал: "Сыграем!" -- то играли все; если кто-нибудь предлагал: "Пойдемте порезвимся в поле" -- то шли всеСудите сами...
Взять идеал воспитания "нового" человека - развитие духа и тела, знаний и умений, самостоятельного мышления в лучших традициях ренессансной гуманистической культуры. Но и тут ощущение насмешки.
Ныне разбойники, палачи, проходимцы и конюхи более образованны, нежели в мое время доктора наук и проповедникиНе отсюда ли:
Что всем поочередно суждено То вверх всплывать, то вновь идти на дно. И это породит так много споров, Так много перебранок и раздоров, Что худшего история не знала...Может представлен идеал очищенной христианской веры и Рабле верующий христианин? Так думает Люсьен Февр. С ним не согласны Абель Лефран, Лосев, Аверинцев (и я тоже). Думаю, Рабле стоит в начале секуляризации позднесредневековой культуры. А ведь много благочестивых текстов раскидано по всей книге, как, например, отрывок из молитвы Пантагрюэля перед битвой с Вурдалаком:
я велю проповедовать Твое
святое Евангелие так, чтобы оно доходило во всей своей чистоте,
простоте и подлинности...Тогда с неба раздался голос: Hoc fac et vinces, то есть:
"Делай так -- и победишь".Я воспринял эти тексты как пугала, призванные отпугнуть христиан от огорода, где посажены семена свободной индивидуальной веры, политые изощреннейшим высмеиванием церкви и Писания. Они не помогли - церковь осудила книгу.
Смысл книги нашел (но не разделил) в "мудреце" - без высоких идеалов, со "своей" верой, ироничного, порой циничного, принимающего всю грязь мира как должное, стремящегося жить в веселии, в добром здравии, пить да гулять (ибо завтра умрем), но с претензией, что его позиция правильная, правда "вплоть до костра исключительно". И это человек уже нашего времени.
С удивлением заключаю, что книга прежде всего идеологическая, совсем не жизнерадостная (при этом смеха и веселости безмерно), антихристианская, готовящая приход тоталитарных режимов, так как человек у Рабле немного стОит в своем жалком состоянии, лишенном образа Божьего.
Легендарная книга, обязательная, на мой взгляд, к прочтению.
18235