Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Циники

Анатолий Мариенгоф

  • Аватар пользователя
    Аноним21 января 2025 г.

    "Меня никто не убедит, что в гениальной симфонии больше содержания, чем в гениальном салате" (с)

    Роман "Циники" считается самым важным в творчестве Анатолия Мариенгофа. Он охватывает период с 1918-го по 1924-й года, когда молодое государство делало свои первые решительные шаги, оставляя за собой кровавые следы, рисующие Новую историю.

    Слом старого государства, болезненное прививание новых ценностей, немое отторжение безжалостного и жадной до жертвоприношений новой страны – всё это лишь фон для причудливой истории любви между бывшим историком-доцентом Владимиром и эпатажной Ольгой, приверженецей декадентского стиля жизни, любительницей конфет "вишня в шоколаде" и французской краски для губ. Их история заранее обречена. Оглушающий эмоции дух времени пропитан ядом цинизма и проникает под кожу, делая людей жестокими и равнодушными. Да и как может быть иначе, когда на первый план выходит борьба за выживание, а духовные переживания и моральные ограничения претерпевают необратимые метаморфозы. И можно ли судить ту же самую циничную Ольгу, когда она говорит, что вышла замуж за Владимира потому, что узнала, что в её доме всю зиму не будет центрального отопления.

    Интересна структура романа, поделённого на короткие главы, чередующие диалоги, бытовые зарисовки и документальную хронику. Порой, главы состоят лишь из одного предложения. Например, "Чехословаки взяли Самару" или "Прибыло два вагона тюленьего жира". Такой стиль повествования идёт нога в ногу со стремительным темпом того времени, отбивая ритм большевистскими сапогами.

    Для меня роман "Циники" явился романом контрастов. С одной стороны – удивительная лирика прозы, с другой – рваные документальные факты. С одной – зыбкие и пронзительные отношения двух влюблённых, с другой – жестокий цинизм и потеря моральных ориентиров на историческом фоне послереволюционной России. В одной главе герои НЭПа едят пирожные и красную икру, а в следующей крестьяне варят и едят своего семилетнего сына. А за объяснением в любви следует клизма. Потому что лирика–лирикой, а запор–запором.

    126
    1K