Рецензия на книгу
Слишком много кошмаров
Макс Фрай
Аноним7 апреля 2015 г.Пришло время метать бисер.
Потому что свиней на самом деле довольно мало. Зато очень много детей разного возраста. Педагогически запущенных и не очень. Разных, короче.
А дети из бисера феньки делают. Даже когда он жемчуг. И это не самое лучшее, но и далеко не худшее применение.
Поэтому — надо метать.
© Макс ФрайВ первый раз на волне эйфории и голода по миру Ехо я проглотила эту книгу практически разом, сразу после первой, не успев понять и распробовать. И даже на фоне этого я в какой-то момент сознательно ее отложила: потому что там действительно "очень много всего" - моя голова просто отказалась воспринимать весь этот сумбур. Да и осадок какой-то остался... не такой. То ли не та атмосфера, то ли другой воздух - тяжеловатый, густой какой-то и пыльный, как в современном мегаполисе, но заметить этот можно только сравнив с воздухом какого-нибудь островерхого европейского города.
Поэтому после первого прочтения, выдержав несколько дней и навестив любимый Камартен, я взялась перечитывать. Не спеша, с чувством с толком, чтобы разобраться... в итоге я мучила ее почти месяц или даже больше. И не потому, что хотелось растянуть удовольствие. А потому что сама книга так двигалась - ооочень мееедленно.
Еще в первый раз я поняла, что возвращение Макса в Ехо - просто повод. Поговорить. О неожиданных тайных желаниях, о судьбе, об ответственности и о дружбе. А в основном - об искусстве, художниках, о мире, и о том, как они творят друг друга. Но здесь вышел перебор, главным образом потому, что вещает в основном один сэр Макс, немного Шурф и Джуффин, ну и леди Сотофа иногда поддакивает. Но главной причиной был Малдо Йоз, который элементарно похож на сэра Макса. И что еще хуже - говорит как он. Ну, то есть, там большая часть персонажей в очередной раз пожертвовали своим внутренним неповторимым голосом в угоду манеры рассказчика, но это еще с натяжкой можно было бы списать на то, что они долгое время общались с непосредственным виновником и не могли не подцепить его ругательства и сленговые словечки. Но Малдо-то о них откуда знать???
Во вторых - очень не хватает хоть какого-то расследования. Безделье зачастую утомляет больше работы, а в книге создается ощущение, что сэр Макс именно бездельничает, хотя это не совсем так. Упоминаемые вскользь поездка в Гажин и периодическая помощь коллегам из Тайного сыска и сотрудникам Городской полиции вызывают желание ухватить сэра Макса за шкирку, привязать к стулу, встряхнуть как следует и потребовать: рассказывай!
В последней трети книги ожидаемое расследование все-таки началось, и появилось какое-то действие. Но так хорошо наметившаяся интрига хоть и разрешилась лаконичным и по-своему красивым образом, но той вспышки, когда все кончики щелкают и замыкаются в кольца не было, как будто у читателя в последний момент забрали прямо изо рта вкусный недоеденный бутерброд.
В результате всего этого я в какие-то моменты словно в тусклом зеркале видела тот Ехо, про который говорили все те, кто Макса Фрая не любит. У меня же было ощущение еще хуже, чем при прочтении "Книги Огненных страниц" - что я оказалась в каком-то Мире Мертвого Морока, или как там они назывались - эти литературные миры с куклами-персонажами. Где добродушно-ироничный Кофа, где язва и умница Мелифаро, где опора Макса - Меламори, где мой любимый Джуффин, наполняющий окружающую обстановку такой зудящей внутренней энергией, что мебель начинает или гудеть мантру, или подпрыгивать на низком старте?? Их практически нет, они где-то на периферии, и когда появляются, то они тебя как бы не касаются - ты - не соучастник, а просто наблюдатель. Обыватель, проходящий мимо, не знающий их, а они - тебя. И от этого было больно.
И все же я не смогла поставить любимому миру трояк. Потому что бредя вот по этим строчкам ты вдруг натыкаешься на сэра Шурфа С БРОВЯМИ и на такое знакомое хулиганское замечание леди Сотофы, а потом Джуффин говорит что-то такое, от чего хочется его обнять и засмеяться и сказать: "Я знала, знала!", а потом тебе навстречу выходит Базилио с огромными и доверчивыми глазами, и появляется огромный шестиногий и многоглазый паук... и в душе возникает глупое чувство надежда - что в следующий раз будет как раньше.
1265