Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Слишком много кошмаров

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2015 г.
    Пришло время метать бисер.
    Потому что свиней на самом деле довольно мало. Зато очень много детей разного возраста. Педагогически запущенных и не очень. Разных, короче.
    А дети из бисера феньки делают. Даже когда он жемчуг. И это не самое лучшее, но и далеко не худшее применение.
    Поэтому — надо метать.

    © Макс Фрай

    В первый раз на волне эйфории и голода по миру Ехо я проглотила эту книгу практически разом, сразу после первой, не успев понять и распробовать. И даже на фоне этого я в какой-то момент сознательно ее отложила: потому что там действительно "очень много всего" - моя голова просто отказалась воспринимать весь этот сумбур. Да и осадок какой-то остался... не такой. То ли не та атмосфера, то ли другой воздух - тяжеловатый, густой какой-то и пыльный, как в современном мегаполисе, но заметить этот можно только сравнив с воздухом какого-нибудь островерхого европейского города.

    Поэтому после первого прочтения, выдержав несколько дней и навестив любимый Камартен, я взялась перечитывать. Не спеша, с чувством с толком, чтобы разобраться... в итоге я мучила ее почти месяц или даже больше. И не потому, что хотелось растянуть удовольствие. А потому что сама книга так двигалась - ооочень мееедленно.

    Еще в первый раз я поняла, что возвращение Макса в Ехо - просто повод. Поговорить. О неожиданных тайных желаниях, о судьбе, об ответственности и о дружбе. А в основном - об искусстве, художниках, о мире, и о том, как они творят друг друга. Но здесь вышел перебор, главным образом потому, что вещает в основном один сэр Макс, немного Шурф и Джуффин, ну и леди Сотофа иногда поддакивает. Но главной причиной был Малдо Йоз, который элементарно похож на сэра Макса. И что еще хуже - говорит как он. Ну, то есть, там большая часть персонажей в очередной раз пожертвовали своим внутренним неповторимым голосом в угоду манеры рассказчика, но это еще с натяжкой можно было бы списать на то, что они долгое время общались с непосредственным виновником и не могли не подцепить его ругательства и сленговые словечки. Но Малдо-то о них откуда знать???

    Во вторых - очень не хватает хоть какого-то расследования. Безделье зачастую утомляет больше работы, а в книге создается ощущение, что сэр Макс именно бездельничает, хотя это не совсем так. Упоминаемые вскользь поездка в Гажин и периодическая помощь коллегам из Тайного сыска и сотрудникам Городской полиции вызывают желание ухватить сэра Макса за шкирку, привязать к стулу, встряхнуть как следует и потребовать: рассказывай!

    В последней трети книги ожидаемое расследование все-таки началось, и появилось какое-то действие. Но так хорошо наметившаяся интрига хоть и разрешилась лаконичным и по-своему красивым образом, но той вспышки, когда все кончики щелкают и замыкаются в кольца не было, как будто у читателя в последний момент забрали прямо изо рта вкусный недоеденный бутерброд.

    В результате всего этого я в какие-то моменты словно в тусклом зеркале видела тот Ехо, про который говорили все те, кто Макса Фрая не любит. У меня же было ощущение еще хуже, чем при прочтении "Книги Огненных страниц" - что я оказалась в каком-то Мире Мертвого Морока, или как там они назывались - эти литературные миры с куклами-персонажами. Где добродушно-ироничный Кофа, где язва и умница Мелифаро, где опора Макса - Меламори, где мой любимый Джуффин, наполняющий окружающую обстановку такой зудящей внутренней энергией, что мебель начинает или гудеть мантру, или подпрыгивать на низком старте?? Их практически нет, они где-то на периферии, и когда появляются, то они тебя как бы не касаются - ты - не соучастник, а просто наблюдатель. Обыватель, проходящий мимо, не знающий их, а они - тебя. И от этого было больно.

    И все же я не смогла поставить любимому миру трояк. Потому что бредя вот по этим строчкам ты вдруг натыкаешься на сэра Шурфа С БРОВЯМИ и на такое знакомое хулиганское замечание леди Сотофы, а потом Джуффин говорит что-то такое, от чего хочется его обнять и засмеяться и сказать: "Я знала, знала!", а потом тебе навстречу выходит Базилио с огромными и доверчивыми глазами, и появляется огромный шестиногий и многоглазый паук... и в душе возникает глупое чувство надежда - что в следующий раз будет как раньше.

    12
    65