Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Prophet Song

Paul Lynch

  • Аватар пользователя
    GrayAve20 января 2025 г.

    Антиутопия маленького человека.

    Безусловно, роман имеет право на существование, но он требует либо своего читателя, либо определенного настроя. В противном случае существует высокая вероятность, что книга окажется заброшенной на полку, так и не дочитанной до конца. Роман позиционируется как антиутопия, однако не следует автоматически добавлять к этому жанру фантастику. В отличие от "1984" Оруэлла или "О дивном новом мире" Хаксли, место действия и время здесь — наша современность. Сам автор, Пол Линч, сохраняет за страной действия название Ирландия, но события в ней развиваются неожиданным образом. Здесь нет магии или прорыва технологий; все развивается предельно рационально и знакомо современному читателю.

    Это подчеркивает еще одно важное отличие от романа "1984", с которым аннотация пытается сравнивать "Песнь пророка". В этом произведении нет утопического мира, за стену которого главный герой пытается вырваться. Вся утопия — это хрустальный замок обывательской жизни, который в один "прекрасный" день начинает рушиться. Главная героиня — Айлиш Стэк — мать, жена и дочь. В этом можно усмотреть символизм: героиня окружена множеством мужчин, но все они оказываются разной степени беспомощности.

    Ее муж эфемерен, поскольку после первой главы остается лишь воспоминанием. Отец, вместо того чтобы быть главой семьи и защитником, находится в состоянии деменции. Сыновья представляют собой три стадии эмансипации: от полностью зависимого грудничка до юноши, готового выпорхнуть во взрослую жизнь. На фоне братьев дочь остается в неопределенном подростковом возрасте; хотя ее возраст, возможно, и упоминается, он ускользает от внимания читателя.

    Если любить искать образы, символы и аллюзии, то произведение предоставляет множество возможностей для анализа. Однако мы предпочтем сосредоточиться на других аспектах.

    Героиня словно все глубже погружается в круги дантовского ада. С каждой главой события вокруг становятся все страшнее и драматичнее, а иллюзия благополучия с треском разлетается на куски: от кажущегося "простого" произвола властей по отношению к оппозиции до формальной гражданской войны. Ближе ко второй половине романа события начинают напоминать сюрреалистический кошмар, на который хочется воскликнуть: "Не верю!". В первую очередь все это призвано шокировать и всколыхнуть сердца людей, покрывшиеся жирком равнодушия. Но при этом не покидает мысль о том, что показанное общество уже не жизнеспособно; насилие осуществляется здесь ради самого насилия.

    Особенно это касается момента, когда доходить до описания тела подростка после процедуры допроса. Тут можно, конечно, предположить, что доведенная до грани переживаниями о судьбе мужа и старшего сына женщине уже мерещиться истерзанное ожогами и сверлами тело.

    Трудно искать смысл в гражданской войне — она подчас жестока, кровава и иррациональна. Однако оказавшись "заложниками головы главной героини", мы вынуждены вместе с ней с широко раскрытыми глазами наблюдать, как правительственные войска обстреливают и бомбят жилые кварталы с гражданскими людьми. Конечно, какой еще может быть взгляд у обычного человека на все это? Но здесь стоит задуматься: Ларри, муж главной героини, был профсоюзным активистом, человеком, который выступал на демонстрациях. Это значит, что проблемы общества были где-то рядом за хрустальным коконом Айлиш. И после этого вместо шока многие события заставляют вспомнить знаменитые слова немецкого пастора Мартина Нимёллера: "Когда они пришли…". Об этом же косвенно свидетельствуют и слова главной героини, когда она замечает, что люмпенизированные люди охотно помогают, как повстанцам строить оборонительные сооружения, так и официальным властям их разбирать потом. Мы уже видели подобное в истории, как приходили к власти античеловеческие режимы на плечах таких людей.

    И наконец, финал — открытый, но счастливый ли он? Автор предоставляет каждому из читателей возможность самостоятельно оценить его. Казалось бы, за спиной уже гражданская война, а впереди ждет не лагерь для беженцев (статус которого еще нужно доказать), а правильная демократическая страна. Но насколько это длительно? Возможно ли вообще вырваться из Ада? Кажется, что Айлиш лишь с девятого последнего круга поднимается снова на третий-четвертый — те уровни, которые более приспособлены для тихой жизни. Этот финал оставляет множество вопросов без ответов и заставляет задуматься о том, как иллюзорны стабильность и безопасность. Антиутопия здесь не имеет значения, если мы сами погружены в самообман.

    7
    596