Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним20 января 2025 г.

    Дешевые манипуляции

    Эта книга — кладезь дешевых манипулятивных трюков. Всё построено на том, чтобы заставить читателя переживать не искренне, а по расписанию. Не верите? Тогда погнали.

    Всё начинается со смерти. Но перед этим автор успевает погрузить нас в отношения между бабушкой и внучкой, которые кажутся идеализированными до невозможности. Бабушка для главной героини — важнейший человек и лучший друг, которому можно доверить самые сокровенные мысли. Она смелая, бойкая, всегда на стороне внучки и поддержит в любой ситуации. Конечно, не все оценят персонажа, который кидается говном в полицейских, но в целом понятно, что её образ — это олицетворение той самой идеальной бабушки, о которой многие из нас могут только мечтать.

    И вот бабушка умирает. Но вместо того чтобы погрузиться в размышления о том, что принятие смерти близкого — это сложный многоступенчатый процесс, автор начинает давить на жалость. Диалоги и сцены словно запрограммированы вызывать нужную реакцию: не думать, не анализировать, а переживать ровно то, что задумано. Чувства тут — не инструмент, а цель. И цель — вызвать слёзы, а не дать возможность действительно понять, что значит потерять близкого человека.

    Что касается главной героини, её умственные способности скачут, как на американских горках. То она ведёт себя, как семилетний ребёнок, то внезапно рассуждает, как взрослый человек, и это всё происходит без видимой логики. В одной сцене она верит в реальность сказочных персонажей, в другой задаёт вопросы, которые взрослым-то не каждый рискнёт произнести вслух. Эти скачки не дают ей стать живым персонажем. А метаморфозы происходят ровно тогда, когда это выгодно для сюжета и когда автору нужно вставить очередную псевдофилософскую фразу, которую все с удовольствием напечатают на майках, кружках и даже трусах.

    Все второстепенные персонажи — просто декорации. Они не выходят из своих ролей ни на секунду: если кто-то злой, он будет злым во всём и всегда, без исключения. Каждый персонаж построен на одной черте, и эта черта гиперболизирована до предела. Всё это нужно, чтобы главная героиня на их фоне выглядела умнее, ярче, особенней, а её оскорбления в адрес окружающих воспринимались читателем как грусть по умершей бабушке, а не как хамское поведение невоспитанного ребёнка. А ещё в моменты, когда главная героиня выглядит лучше всех, удобно вставлять очередную псевдофилософскую фразу, которую, конечно, захотят напечатать на майках, кружках и даже трусах.

    И вот, казалось бы, эта история о том, как даже после смерти бабушка продолжает заботиться о своей внучке, улучшая её жизнь и помогая справиться с проблемами. Но тут у меня возникает вопрос: почему при жизни бабушка так не старалась? Почему, если проблемы внучки, как оказалось, можно решить быстро и даже при этом не присутствовать, они не были решены раньше? При жизни бабушка предпочитала ссориться со всеми окружающими, не учитывая мнение внучки, чем только усложняла её жизнь. А вот после смерти, за несколько дней, решает кучу проблем. И опять всё сделано, чтобы у читателей навернулись слёзы: как трогательно, что даже после смерти бабушка так помогает. Ну и в такие сцены куда легче вставить псевдофилософскую фразу, которую точно будут печатать на майках, кружках и даже трусах.

    Я понимаю, чем эта книга может нравиться. Автор умело держит читателей в атмосфере ностальгии с примесью грусти до самого конца. Потеря близкого человека — это тот самый универсальный момент, который затронул почти каждого из нас. И, возможно, я просто слишком цинична, поэтому для меня это всё и не сработало.

    180
    2,2K