Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    meda-notabenna17 января 2025 г.

    Каждый раз как в первый раз: больно и красиво.

    Это мой третий подход к роману. Два предыдущих тоже можно назвать удачными, потому что каждый раз я с восторгом тонула в этом пестром тексте, запутывалась в ветвях семейного древа Буэндиа, чувствовала себя опустошенной - но и освобожденной в финале. После каждого прочтения во мне прорастало что-то новое. Не обязательно полезное. Может быть, просто чудесное ... как внезапный дождь из мелких желтых цветочков.
    Открывая роман в третий раз, я поняла, что почти никаких воспоминаний о сюжете у меня от предыдущих прочтений не осталось. Все, что я помнила - многолетний дождь; то, что всех мальчиков в семье Буэндиа называли либо Хосе Аркадио, либо Аурелиано (либо как-то обрезав или скомбинировав эти два имени); и то, что мне в этой истории было очень больно, но очень красиво.

    Очень больно, но очень красиво мне было снова (и, вероятно, будет столько раз, сколько я буду возвращаться к роману).
    Магический реализм - это хоть и проза, но одновременно и реализованная поэзия. В мире, описанном Маркесом, любая метафора, гротеск или гипербола могут быть явлениями повседневной реальности. Как тот самый уже упомянутый цветочный дождь, как бегущая через весь город к ногам матери кровавая струйка, как нарисованные пеплом кресты, которые не смываются... Этому
    миру не нужны объяснения "с точки зрения банальной эрудиции". Он просто такой. И мою поэтическую нутрь это неизменно завораживает.

    Но на этот раз я все-таки хочу попробовать сохранить в памяти и сюжет. Хотя бы в общих чертах. А на тот случай, если он попробует опять размыться в дождливо-аурелиановое пятно, я сейчас напишу напишу себе вот эту записку на манжете.

    Итак, о чем роман?
    О двоюродных брате и сестре, Хосе Аркадио и Урсуле, которые влюбились и поженились, несмотря на протесты и страшилки про потомство с поросячьими хвостиками.
    О городе Макондо, который основал Хосе Аркадио (фантазер, прожектор и любитель маньячно увлечься какой-нибудь темой, напрочь забыв о доме и семье).
    О детях, которых родила и воспитывала Урсула. И детях их детей. И детях внуков. И о доме, который она изо всех сил старалась сделать уютным, теплым, гостеприимным... несмотря на то, что обстоятельства постоянно и недвусмысленно были против. О ее упрямой борьбе с хаосом, энтропией и бурными страстями своего семейства. (Один из самых сильных женских образов, встреченных мной в литературе - что я поняла только сейчас, при третьем прочтении).
    О цыгане Мелькиадесе, носителе... нет, даже разносчике тайных знаний, который на протяжении истории умирает, кажется, трижды. И какая смерть была настоящей - решать читателю.
    О войне между либералами и консерваторами. И о том, что дело не в цвете флага, а в том, кто в конкретный момент его держит. И о том, что во всех войнах побеждают не те или иные идеалы, а те или иные интересы.
    И о том, как легко вписать в историю кусок заведомого фальшака и сделать так, что верить будут ему, а пару выживших очевидцев считать сумасшедшими.
    И о разнообразных страстях.
    И о любви.
    И, конечно, об одиночестве.
    Потому что в семейсиве Буэндиа каждый был как-то по своему, по-особенному, иногда очень причудливо одинок. И даже если находил свой способ быть счастливым (а некоторые находили, солнца, удачи, страсти, роскоши и нежности в романе тоже немало), то что-то все равно неизбежно ломалось - и счастье заканчивалось.
    С чего я начала, тем, пожалуй, и закончу: мне было очень больно и очень красиво.
    Однако впервые в финале я не только проревелась, но и почувствовала надежду. Поняла, где она там прячется. И позволила ей себя утешить.

    6
    311