Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Boy Who Followed Ripley

Patricia Highsmith

  • Аватар пользователя
    Sipovic17 января 2025 г.

    Том Рипли #4

    Рипли, направляясь из дома в пивную, замечает незнакомого юношу, наблюдающего за ним. Когда-то "Талантливый мистер Р." заканчивался тревогой протагониста о том, что в каждом порту его будет ждать полицейский, и собственно к этому и сводится весь смысл этого цикла: циничный уход от наказания, но не до конца. К четвертой части Патриция Хайсмит смогла это полностью доломать, всё больше проецируя на героя свой возраст. Вот уже третью книгу подряд Рипли - абсолютно реакционный персонаж. Он ничего не хочет, ни к чему не стремится, у него нет никакой цели, кроме как сидеть в своём поместье будто на пенсии, хоть он и совсем не старый. В "Мальчике, который следовал за..." нет даже подобия вменяемой завязки или стройной фабулы. Рипли помогает пацану, сбежавшему в другую страну от богатых родителей, потому что тот напоминает ему то ли убитого Дики Гринлифа, то ли самого себя, и по идее именно вокруг фигуры подростка строится читательский интерес, но это не работает, потому что Хайсмит пишет его образ консервативнее, чем делала это в 50-х, а на дворе, на минуточку, 1980-ый, поэтому в качестве рефлексии о разрыве поколений это на уровне старческого брюзжания или диктофонных детективов престарелой Агаты Кристи. Единственный относительно терпимый кусок - путешествие в разделенный Берлин, но этот туризм с походами в зоопарк, гей-клубы и в гости к коммунистам не имеет никакого значения, не двигает сюжет, просто занимает объём. Когда же наконец случается преступление, до такой степени идиотически написанное, начиная с того, что криминальное сообщество по мнению автора выглядит как сборище бабок с завалинки до очередного переодевания Рипли - темы, изжившей себя в районе второго романа, приходят мысли о том, что лучше бы они продолжали свой отдых. Вообще элементы истории сшиты тут настолько глупо и неловко, что вероятно и сама писательница замучилась пытаться придумать мотивации, позволяя себя фразы вроде: "Это был бредовый план, но Том очень устал и не хотел думать". Если части два и три вызывали чувство неловкости своей моральной устарелостью, то эту читать мучительно физически, поскольку написать хуже, кажется, было невозможно.

    88
    482