Рецензия на книгу
Месье Лекок расследует убийство
Эмиль Габорио
Uchilka16 января 2025 г.Ах, эти орсивальцы - премилые люди! (с)
Любое действие можно проделать множеством разных способов. Например, можно шумно влететь в комнату и на бегу крикнуть "Всем привет!", а можно долго и обстоятельно раскланиваться с каждым, интересоваться, как у того дела, одаривать улыбкой, пожимать руки. Возьмём второй вариант. 150 лет назад именно такой способ считался правильным. В литературе дела обстояли похожим образом. Если сейчас детектив без сыщика-алкоголика, шокирующих подробностей убийств и бешеной скорости происходящего, вроде как и не детектив вовсе, а так, сказочка для детей, то во второй половине ХIХ века повествование лилось неторопливо и обстоятельно, как широкая величественная река. Повышенное внимание к деталям, к персонажам, к диалогам. Расписывается всё до мелочей. Читатель даже в детективе узнаёт массу вещей, которые современные авторы предпочитают отсекать. Ну кому сейчас интересно, какого фасона были оборки на шляпке у жены викария или как ухаживать за петуниями? Современного читателя авторы предпочитают шокировать количеством крови, способом убийства и различными мерзостями. Социальная же составляющая в детективах была всегда. Только если раньше речь всё больше шла о вопросах нравственности, то сейчас фокус сместился куда-то в район неустроенности в жизни. В общем, если вы устали от формулы "кровь-кишки-чернуха", от сжатости повествования, если хочется чего-то размеренного, приятного и подробного, с хорошим добрым финалом, то "Преступление в Орсивале" прекрасно подойдёт.
Впрочем, у Эмиля Габорио всё же будет жестокое убийство. История начитается с обнаружения трупа женщины на берегу у особняка "Тенистый дол". Бедолаги-браконьеры наткнулись на него, выйдя рано утром на свой незаконный промысел. И вид несчастной жертвы настолько их потряс, что они не побоялись помчаться к мэру Орсиваля и сообщить о своей находке. Почти сразу начинается красивейшая история расследования. Для начала она примечательна количеством действующих лиц. Участников непривычно много и правду они ищут совместно: тут и следователь, и врач, и мировой судья, и мэр, и сыщик из уголовной полиции. Все люди умные, с опытом. В начале расследования их беседа состоит из намеков. Никто не хочет прямо выдавать свои мысли, никто не стремиться делать окончательные выводы.
Очень быстро выясняется, что убитая - графиня де Треморель. Её муж Эктор Треморель исчез. Подозревают, что его труп скоро будет выловлен из реки. Инициативу в расследовании проявляют мировой судья Папаша Планта и сыщик из Парижа месье Лекок. И это второй примечательный момент. Потрясающе прорисованные персонажи, с любовью, до мельчайших подробностей. Говоря про сыщика, автор замечает: "Лекок выглядит так, как желает выглядеть". Он умеет перевоплощаться в разных людей и входить в доверие. Точно так, как делал Шерлок Холмс. Что касается умственных способностей, здесь Лекок тоже ничуть не уступает своему британскому собрату. Он подмечает малейшие детали и строит весьма точные гипотезы. Иногда настолько просто и эффектно, что другим участникам действия остается только восторгаться: "Этому ловкачу хитрости не занимать"!
Папаша Планта совсем другой. Внешне это обычный "старый судья" чуть за 50, без уловок и способности к мимикрии. Он разводит лучшие в крае петуньи и славится острым умом. Папаша Планта заявляет, что неспособен больше чему-либо удивляться, что он пресыщен всем: и радостями, и горестями. Но это не совсем так, это всего лишь попытка защитить себя и то, что дорого его доброму сердцу. Он многое видит и знает, как выясняется позже и про преступление тоже. Именно его ранние наблюдения, его воспоминания и кое-какие документы станут основой для правильных выводов в разворачивающейся драме.
Конечно, о многих моментах любознательный читатель может догадаться сразу. Например, почти ни для кого не секрет, кто убийца. Но вот как и главное - почему было совершено преступление - это огромные вопросы, которые имеют длинные развернутые ответы, весьма интересные. Этот детектив - редкое исключение, когда наивность старины сочетается с неплохой интригой, мягкость с жестокостью, зло с добром. Читать увлекательно и приятно.
49294