Рецензия на книгу
Хладнокровное убийство
Трумен Капоте
Yuno4 апреля 2015 г.Роман Трумена Капоте "Хладнокровное убийство" я прочла после того, как однажды поздним вечером посмотрела фильм "Капоте", снятый в 2005 году режиссером Беннеттом Миллером. Фильм произвел впечатление. Оговорюсь, что обычно любое произведение, будь то книга или фильм, производит на меня впечатление тем более глубокое, чем более сильно меня поразил кто-либо из его персонажей. Не откладывая в долгий ящик, сразу скажу, что в фильме это был собственно сам Капоте. Человек безумный, человек бесстрашный. Человек, пытающийся понять. Невероятный. И одновременно - всего лишь человек. Таким я его увидела в данной экранизации. И главную свою задачу она выполнила - я заинтересовалась личностью Трумена Капоте, и в отдельности рассказанной историей (основанной, как мне было известно, на реальных событиях, и почему это всегда прибавляет интереса?!).
Итак, книга. Прочтена отнюдь не на одном дыхании, где-то в течение недели. Считаю это правильным. Такие книги, мне кажется - они не для того, чтобы "нырнуть" и "вынырнуть", задыхаясь, захлёбываясь от избытка новых впечатлений. Эта книга - книга-настроение, дорога через болотистые почвы, в которых увязаешь, и хочешь-не хочешь, а передвигаешься медленнее чем хотелось бы. И я не случайно сравнила эту книгу с болотом. Это не критика. Это факт. В конце концов, я не зря назвала писателя безумцем, не ведающим страха. А что ещё прикажете думать о человеке, добровольно погрузившемся в эту историю? Раскапывавшем детали? Беседовавшим с каждым, кто мог внести хоть крохотную деталь в общую картину, которую он намеревался воссоздать в своём романе? Что ж, как по мне, так его замысел удался на славу. Только вот думается мне, что цена оказалась несколько выше, чем предполагал писатель, взявшийся за такое дело. В книге, конечно, этого нет. А вот в фильме показали, что Капоте увяз, запачкался в грязной болотной жиже человеческого порока. Это ещё называется - подошёл слишком близко. И в результате я испытывала равно восхищение и отвращение по отношению к человеку, которому хватило глупости (или же всё-таки смелости?) стать пусть небольшой, но частью жизни, таких людей, как Дик Хикок и Перри Смит. И вот тут я подхожу к самому тяжёлому. Потому что, пожалев Капоте в фильме, я не учла одной важной вещи - он неплохой писатель. Если верить тому, что я слышала, эта история жертв и убийц вывернула ему душу наизнанку. Его затянуло. И вот какая штука - он сумел написать свою книгу так, что она тоже в каком-то роде... изматывает. Читая, я - о ужас! - ловила себя на том, что надеюсь на то, что всё это неправда, ничего этого не было, и вообще, в конце все будут живы - знать ничего не знаю, ведать не ведаю, а пусть будет так, как я хочу... Глупо, да... Как же глупо. Оправданием же мне служит только то, что это, так сказать, естественная реакция организма. На отравление. Отравление реальностью. И реальность такова: на свете действительно существуют такие люди, и да, они тоже называются людьми. Они убивают за не-помню-сколько долларов. Они не чувствуют вины. И есть люди, которые могут лечь вечером в постель, не подозревая, что ночью их придут убивать. Не подозревая - потому что они ничем не заслужили такого страшного конца. И в книге я жалела только этих людей.
Чтобы подытожить всё вышесказанное, вернусь к фильму. И к самому Капоте. Просто он сам - наилучшая иллюстрация того, как действует подобная история на того, кто с ней соприкоснулся. Ознакомившись с его биографией, я, пожалуй, стала лучше понимать, как он мог решиться на написание романа "Хладнокровное убийство". Всё дело в незнании. Мне почему-то представляется человек, сильно далекий от, как ни странно это звучит в отношении писателя, грубой прозы жизни. Светский лев. Эксцентричный романтик. И главное - не мыслящий своего существования без людей. Это самое потрясающее в нём - неподдельный интерес к людям. Он-то его и подвёл. Надо думать, каково такому человеку осознать, что в некоторых случаях смертная казнь - не то, чему считаешь нужным препятствовать. Даже если ты запросто называл осужденного по имени, а он, доверившись, рассказывал. И ты видишь, что он сам не осознает того, что рассказывает. И несмотря на это, тебе не хватает цинизма сказать себе: это не человек, это материал. Когда придёт время, ты сделаешь вид, что он отработал своё, всё, можно в утиль. Но у материала нет имени. А ты будешь помнить имена. И тогда самый верный ответ на вопрос: каково? - очень тяжело. Потому что легче об этом не думать. Не знать. Никогда не представлять. И ни в коем случае не пытаться понять. Не нужно. Так говорит мне инстинкт самосохранения. И лучше уж я ему поверю.230