Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том V. Война и мир. Том 2
Л. Н. Толстой
Аноним15 января 2025 г.Потрясающая динамика повествования.
Во втором томе основные персонажи проходят через ряд решающих и определяющих дальнейшую жизнь событий. Они переживают и взлёты, и падения. На условном "падении", собственно, том и заканчивается - оставляя читателя в томительном ожидании.
Поскольку рецензию я пишу больше для себя, в качестве заметок, чтобы запомнить, о чём читала, слог будет без претензий на оригинальность и увлекательность.
Хочу пробежаться по центральным персонажам.Николенька Ростов - ну что за диво-дивное. Прелесть. Так приятно, наверное, быть любимым сыночкой родителей, так приятно не нести за свою жизнь никакой ответственности..Мммм)) Николай во втором томе переживает две эмоциональные встряски, которые, в прочем, не так уж сильно его в итоге потрепали. Ну, подумаешь, проиграл 43 тысячи рублей, с кем не бывает. Помучился-помучился, принял волевое решение отдать долг отцу, да как-то и забылось всё со временем...
Отношения с Соней - чистый смак. "У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером". В этой короткой, как будто бы мимоходом брошенной фразе, Толстой ёмко описывает "быт и нравы того времени". Бытовая сцена, ничего необычного, всё в порядке вещей. Мухи, как говорится, отдельно, чистая и непорочная Соня, то есть, котлеты, отдельно. Ох уж эти двойные стандарты. Беззаветно преданная Николаю Соня - невыгодная партия для сына Ростовых, бесприданница, нужно же как-то компенсировать недалёкость старшего Ростова и спасать фамильное имущество. Николай в этом случае проявил недюжинную по меркам своего характера стойкость и не захотел жертвовать своим счастием ради выгодной партии. Но это, кажется, ненадолго.. Показателен сюжет и с госпиталем. Николаю Ростову рано или поздно повзрослеть и перестать отмахиваться как от назойливой мухи от сложностей и противоречий, с которыми сталкивает его жизнь.Пьер Безухов - прекрасный представитель людей, которые "за всё хорошее и против всего плохого", вот только жаль не знают, как это хорошее в жизни реализовать. А тут ещё и похотливые мысли в голову постоянно лезут, да вопросы о смысле и цели жизни всплывают.. В общем, персонаж хотя и не оформившийся, но всё-таки с большим потенциалом, это сложно не признать. Пьер всё чего-то ищет, мотивы его исканий благородны и в целом созидательны. Немного неожиданны его чувства к Наташе, но они потому для читателя неожиданны, поскольку и для самого Пьера стали открытием. Толстой, конечно, мастер.
Есть, кстати, одна черта в характере Пьера, которая привлекла моё внимание. Это его вспыльчивость. При всей мягкосердечности его натуры мы не можем не заметить, что это больше похоже на дремлющий вулкан. Повезло в целом, что Пьер "на стороне добра", поскольку в противном случае он мог бы стать персонажем более неприятным, чем Долохов или Анатоль Курагин.
Последние оба, кстати, прописаны очень реалистично. Читаешь и понимаешь, почему и за что ты должен их не любить. Негативные характеристики вполне однозначны. Но оба этих персонажа живут по своей особой правде, они не мечутся, они живут в соответствии со своей достаточно простой природой. Они отталкивают тем, кто они есть, но притягивают той лёгкостью, с которой они проявляются.
В этом отношении Борис Друбецкой - человек определённых достоинств - не вызывает такого отклика. Несмотря на то, что он тоже действует исключительно в своих интересах, ему не достаёт той простоты и страстности, которая может оправдывать Долохова и Курагина в наших глазах. Друбецкой умён и сознательно делает свой выбор каждый раз, эта холодная рассудочность стирает в нём человеческие черты.Сейчас учительница по литературе бы меня похвалила: я скажу, что внешность персонажей отражает внутренние свойства их характера. На фоне мягкотелости Пьера жёсткими, сухими чертами написан портрет его друга Болконского. После пережитых потрясений Болконский становится замкнутым, желчным и в целом малоприятным типом. Разочарование в жизни и себе накладывает отпечаток на его мировоззрение, но мы понимаем, что озвученные им жизненные мотивации в духе "буду жить для себя" - это бравада отчаявшегося человека. Как мы это понимаем? Да потому что добро Болконского - деятельное. Он вроде как и не старается на благо общества, а выходит хорошо. Не растрачивая себя на рефлексии о том, что такое хорошо, а что такое плохо, он преобразует мир вокруг себя. Да Болконский и сам рад вернуться к жизни. Сначала разговор с Пьером, а затем и знакомство с Наташей хорошо это иллюстрируют. Каким бы ни был неказистым этот дуб изначально, он всё-таки неизбежно готовился расцвести по весне. Расцвет, однако, не длился долго.
Насколько я могу отрывочно помнить школьные рассуждения об отце Болконского, то старый князь олицетворяет собой отжившее прошлое - которому нет места в будущем. И влияние старого князя Болконского на своих детей - Андрея и Марью - крайне велико. Его черты отражаются в характерах его детей, преломляясь в соответствии с их половой принадлежностью и психической предрасположенностью. Не побоюсь этого слова, зашуганная Марья находит себя в самоотречении и самопожертвовании религии, в мечтах о странствиях, в которых она может быть свободной, где не важна её внешняя привлекательность и богатство. Из-под ига любимого отца земного она переходит под крыло любимого Отца Небесного. А любимый уважаемый сын Андрей проявляет себя человеком гордым и твёрдым и не находит себе места в новом времени. По-старому уже не работает, по-новому пока не знает как, а надежда на духовный расцвет (за счёт) Наташи Ростовой сталкивается с жестокой реальностью.
На фоне всех женских персонажей, разумеется, выделяется Наташа. Яркая, свободная, искренняя в своих чувствах, слегка несдержанная и необузданная. Такой персонаж и в наше время произвёл бы фурор, что уж говорить о девятнадцатом веке с его условностями и правилами света. Наташа - душа романа. Пишу это и сама удивляюсь, поскольку была уверена, что уж эта главная героиня будет меня сильно раздражать. Не скрою, я изначально отнеслась к ней с предубеждением, но ей удалось растопить моё сердце и расположить к себе. Сделала она это дерзко, игриво и на грани. Переживания страстной юной барышни, которая привыкла к тому, что её любят, которая робко ожидает, что весь мир будет у её ног, которая злится, тоскует, с обескураживающей непосредственностью проявляет свои чувства, не могут не находить отклика. Искренность Наташи, её естественность, сродни естественность Долохова и Анатоля, только сердцевина и нутро личности - совершенно другое.
Второй том заканчивается тем, что оставляет нас с Пьером Безуховым, осознавшим, что он влюблён в Наташу Ростову.Отдельно хочу отметить тонкость и виртуозность, с которой Толстой рассказывает об Александре Первом и Наполеоне. Вырисовываются яркие, пристрастные портреты двух исторических величин. Читать - одно наслаждение.
Содержит спойлеры3197