Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним15 января 2025 г."Она всюду приносит с собой зло"
"Театр" Моэма оказался чем-то вроде репетиции перед куда более глобальным и лицемерным представлением – Ярмаркой тщеславия. Обе книги примерно об одном и том же, но масштаб "Ярмарки" поражает. Я в этот раз не буду копаться в сюжете и цитатах, потому что книга объëмная, а цитаты длинные, просто беспорядочно выскажу мысли, с которыми столкнулась по мере чтения.
Во-первых, книга воспевает великолепный внешний фасад при убогом внутреннем мире. Теккерей изображает общество, в котором выгодно быть подлецом и прохвостом, потому что сплошь и рядом здесь будут такие же хитрецы и "наездники", и если ты не дурак и не слабак, то будешь хитрить, юлить, льстить и лгать, чтобы добиться высокого положения и на нём удержаться. Добрые, любящие и нежные на ярмарке тщеславия только слабаки. Все пользуются всеми, побеждает тот, кто пользуется другими искуснее всего. Ярмарка тщеславия – это такое место, где нельзя верить ни единому доброму слову, потому что за словами здесь никогда не последует действий (в лучшем случае), а в худшем они будут такими, чтобы зная слабости, ударить по больному.
Мне хотелось бы, чтобы каждый человек прочитал эту книгу и выбрал для себя, на чьей он стороне, кто он сам? Он Эмилия Седли или Ребекка Шарп? И пусть все Ребекки тогда живут вместе в своём гадючьем клубке, признаются друг другу в любви и вечной дружбе, а за глаза поливают друг друга грязью и кусают за хвост. Проблема только в том, что тщеславие никому не чуждо, и поэтому такое деление невозможно.
Меня пугало и завораживало, как детская и слегка топорная изворотливость Ребекки превратилась к концу книги в беспринципную преступность. Если сначала она крала что-то у Эмми, но тут же бравировала нищетой, и это выглядело так нелепо и смешно, что слуги быстро раскусывали её натуру, то к концу она уже не гнушалась решительно ничем – нагло лгала о любви к сыну, подставляла мужа, выпрашивала деньги у власть имущих, разоряла тех, кто искренне пытался ей помочь и многое другое.
И самое страшное – она каждый раз выворачивала всё так, чтобы остаться жертвой и вызвать у читателя жалость. Я не знаю, сколько раз в тексте повторяется фраза "маленькая бедная женщина", хорошо, что Теккерей пишет это с явной издёвкой. И ладно, когда Бекки для красного словца вспоминает о сыне, которым никогда не интересовалась, и читателю очевидно, что она просто втирается в доверие к собеседнику. Но когда она клевещет на Родона, прямо обвиняет его и других в своих же прегрешениях, врёт в глаза и за глаза всем и ни на секунду не смущается собственной лжи, а только брызжет ядом, если её раскрыли – у меня не хватает злости за то что в мире есть такие люди. Это тотальная беспринципность и ни малейшего намёка на честность, сострадание и доброту. Лучше всего внутренний мир Ребекки показан в конце, когда в первую очередь она думает, какую выгоду сможет извлечь для себя, и только потом помогает Эмилии.
Ребекка – человек, который вспоминает своих добрых друзей или сожалеет об их отсутствии только оказавшись на дне. Не дай бог иметь такого друга, как она, такой "друг" хуже злейшего врага. От врага хотя бы честно ждëшь подлости, а на таких как Ребекка до последнего надеешься, пока они проворачивают у тебя за спиной нож, а потом выставляют тебя же виноватым.
Ещё хочется сказать пару слов о Родоне, честно признаюсь, я долго плакала на двух моментах в книге, и первый – это его возвращение от бейлифов. Конкретно момент, когда Родон понимает, что Бекки наврала ему о своей болезни (а как правдоподобно это было написано!), и сама в это время поёт песни и шутит шутки на вечере с лордом Стайном. Это было ужасно. Принимая во внимание то, как изменился ради неё Родон и как он оправдывал каждую её выходку, а она предала его, а потом ещё и оклеветала:
"ты не знаешь, как я любил ее. Ведь я ходил за нею по пятам, как лакей. Я отдал ей все, что у меня было. Я нищий теперь, потому что женился на ней. Клянусь тебе, я закладывал часы, чтобы купить ей, что ей хотелось. А она… она все это время копила деньги для себя и пожалела сто фунтов, чтобы вызволить меня из каталажки."
Это так низко, так подло, так до слëз, и эти жалкие попытки Бекки затем обелить себя в глазах других – всё это просто невыносимо. Мне очень жаль тех, кто искренне любил эту женщину, она не заслуживает ни искренней дружбы, ни любви, только такого же отношения к себе, какое сама даёт другим. Как она ласкова с ребёнком и мужем на людях и как бесится, когда маленький Родон при всех говорит ей: "мама, ты ведь никогда не обнимала меня раньше". Какая она учтивая, ласковая и добрая, когда это для чего-нибудь нужно ей, и как даже не вспоминает о близких, когда ей не перед кем покрасоваться.
Второй печальный момент в книге – отъезд Доббина, конечно, но тут и говорить нечего. Эмми тоже не без греха, за 15 лет привыкла держать Доббина при себе, Теккерей даже пишет: "ей не хотелось выходить за него замуж, но хотелось его сохранить. Ей не хотелось ничего ему давать, но хотелось, чтобы он отдавал ей все. Такие сделки нередко заключаются в любви". Не очень похоже на добрую славную Эмилию, какой она была всю книгу, но, в общем, на то мы и люди. "И слабому хочется над кем-нибудь властвовать".
Мне очень нравится концовка, которая ярко показывает, как низко может пасть подлый человек. На короткое время мне даже показалось, что возмездие существует, и у положительных героев наконец всё будет хорошо, пока отрицательные влачат своё жалкое существование на задворках общества. Но все-таки Ребекка, конечно, не пропадает, зато становится ясно, что станется с человеком, пригревшим на груди такую гадюку как она.
Ещё о многом можно порассуждать под конец, например, о том, что мисс Кроули в сущности очень похожа на Бекки, тогда получается, что Родон мог подсознательно искать жену, похожую на свою тетку, и тогда это две модели поведения, подходящие друг к другу как ключ к замку. Ещё можно бегло сказать о современности. Читая книгу, я подумала – как хорошо, что сейчас нет никаких сословий, и иерархия в обществе не так явно очерчена, ярмарка тщеславия должна была бы стать меньше... но потом наступил новый год, и в соцсети полетели хвастливые итоги года, и я взяла свои слова обратно.
В качестве выводов для себя выделяю следующее: стоит научиться критически оценивать похвалу и отличать её от лести, поменьше захваливать других (как оказалось, я очень эмоционально хвалю и благодарю, и это может иметь последствия), не давать всяким сомнительным личностям "прилипать" ко мне и пользоваться любого рода ресурсами (иначе все закончим как Джоз). Ну и понимать, что счастливая картинка, которая складывается у нас о чужой жизни, не всегда правдива, и по большей части это лишь то, что было выгодно показать другим.
161K