Рецензия на книгу
История одного города
Михаил Салтыков-Щедрин
pokaprivet12 января 2025 г.Смех сквозь слезы
— Так и живем, что настоящей жизни не имеем, — отвечали глуповцы, и при этом не то засмеялись, не то заплакали.
Удивительная книга, не правда ли?Мне, например, непонятно, почему многие классифицируют её как сатиру. Это же гиперреализм в чистом виде, без всяких примесей и консервантов. Салтыков-Щедрин ещё за сто лет до Маркеса создал свой фантасмагорический город.
Только вместо южноамериканских чудес и летающих по воздуху дев — суровая, как лик Угрюм-Бурчеева, действительность русского поля экспериментов. Где кажущийся гротеск и чудеса настолько органично смотрятся и являются частью ландшафта, что никаких сомнений в реальности происходящего у тебя не возникает.В "Истории одного города" мы видим не просто череду нелепых правителей, а целый паноптикум архетипов русской власти. От безмозглого Брудастого-Органчика до сладострастного Микаладзе, от деятельного идиота Бородавкина до ушедшего в небытие Угрюм-Бурчеева — все они, как под копирку, отражают извечные беды этого региона. И, что самое интересное, типажи эти ничуть не устарели, просто посмотрите вокруг.
Народ же в этой истории — безмолвный, забитый, привыкший к "претерпеванию". Он то безропотно сносит издевательства, то вдруг взрывается бессмысленным и беспощадным бунтом. Но и бунты эти какие-то игрушечные, словно происходящие в картонных декорациях.
Салтыков-Щедрин, конечно, мастерски владеет словом.
Книга почти полностью растаскивается на цитаты — немногие могут похвастаться столь точным и едким описанием русской реальности, причём настолько ёмким.Книга эта, написанная полтора века назад, ничуть не потеряла своей актуальности. Всё те же проблемы, всё те же типажи, всё та же безысходность. И от этого становится как-то не по себе. Неужели за столько лет ничего не изменилось?
Ответ, как ни печально, за окном.3288