Рецензия на книгу
Big Breasts and Wide Hips
Mo Yan
taecelle1 апреля 2015 г.Люблю открывать новые имена в литературе. В прежние, студенческие времена я пользовалась "рандомным", исключительно увлекательным, но весьма ресурсоемким (в плане времени) способом - прийти в книжный магазин и зависнуть там на часок, высматривая "раковину" с доселе не виденной жемчужиной. Потом появились разные рекомендательные сервисы - в настоящее время я пользуюсь одновременно Имхонетом и Goodreads, но чаще всего не для серфинга среди книг, а для просматривания и анализа оценок того, что я сама уже прочла/читаю. Все-таки рекомендации они дают весьма странные, и крайне редко совпадающие с моим настроением/вкусом. Поэтому сейчас, в настоящем, я пользуюсь двумя методами сразу (оба отнюдь не такие увлекательные, как первоначальный):
- Читать кого-то очень известного. Такими книгами у меня завален весь ебук (по алфавиту и я пока что на букве И), и кое-что, как Мо Яня, я из уважения к Нобелю, купила в обложке. Либо фамилия у меня на слуху давно , либо она становится на слуху благодаря какой-нибудь премии. Букер в этом смысле Нобелю проигрывает в моем личном рейтинге (хотя я страшно горда, что Барнс наконец-то и заслуженно его получил). Букера дают за конкретную книгу (которая может быть удачей в череде неудач), а Нобеля - за совокупность. И таким образом нет необходимости читать одну книгу, а можно читать что угодно и сколько угодно у одного писателя - если понравилось, то и остальное понравится.
Сумбу- Метод номер 2.2 на самом деле номер 1.2 - я им пользовалась еще давно, просто очень редко. Это книги, которые "бросаются в глаза". Так я познакомилась когда-то с творчеством Лоренса Даррелла ("Авиньонский квинтет" которого, кстати, сейчас пытаюсь осилить - почти 1400 страниц в оригинале), и так я в последнее время скачала довольно приличное количество книг. Например, Доктороу - и Кори, и другой. Или "Тень ветра" Сафона. В общем, тоже работает. Но избирательно.
Итак, Мо Яня я купила, потому что он получил Нобеля. Будь выбор, я взяла бы, возможно, другую его книгу - но тут все очень интересно. За грубоватым (и кого-то шокирующим названием) и обложкой, изображающей ровно то, что в название вынесено кроется история Матери. Вот так, с большой буквы. И книгу эту Мо Янь посвящает своей матери, само собой. Хотя цитаты, вынесенные на обложку, говорят о том, что это эпохальное полотно об истории Китая, тут рецензенты лукавят. Историю по этой книге не выучишь - для неискушенного (то есть среднестатистического некитайца) читателя книга ставит множество вопросов и жидких комментариев внизу страницы недостаточно. Режимы сменяют один другой, но никакой подоплеки, никакого объяснения автор не дает. И это правильно - его герои тоже не знаю, что, как и почему. Просто живут - год за годом, здесь и сейчас.
Книга написана совершенно в иной, отличной от русской традиции. Представьте себе мать, у которой 9 дочерей и 1 сын, и она по очереди всех этих дочерей теряет. И еще теряет некоторое количество внуков. Я даже представить боюсь, насколько эмоционально насыщенна и душераздирающа была бы подобная книга отечественного автора. У китайцев все иначе, хотя внутренние страдания ничуть не меньше. Но описано... плюс, конечно, повествование идет от лица мужчины - и это тоже сглаживает взрывы боли Матери.
Книга о материнском бескорыстии, самопожертвовании, любви. Которые, несмотря на разницу стилей, мыслей и сюжетов, во всех нациях совершенно одинаковы.6108