Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Anathem

Neal Stephenson

  • Аватар пользователя
    Аноним11 января 2025 г.

    Скука — маска, в которую рядится бессилие

    Впервые читаю этого американского писателя-фантаста. Автор известен своими масштабными научно-фантастическими произведениями, такими как «Криптономикон» и «Семиевие», а также весьма популярным «Барочным циклом». Уже в этой книге можно заметить неспешный стиль с проработкой мельчайших деталей, философскими размышлениями и использованием научного и технического жаргона. В романе «Анафем» (2008) исследуются темы философии, математики и религии в рамках фэнтезийного мира, что добавляет уникальности произведению.

    Сюжет разворачивается на планете Арб, где общество разделено на «инаков» — интеллектуалов, живущих в математически устроенных монастырях (конценты и маты), и «экстрамурос» — людей, живущих за пределами монастырей. Главный герой, Эразмас, молодой инак, сталкивается с угрозой внезапного выхода за пределы стен своей обители. Во вселенной «Анафема» замкнутость мира связана с мировыми потрясениями. Эразмас вынужден пересмотреть свое понимание мира и покинуть маты, отправившись в рискованное путешествие по планете, где цивилизация очень неоднозначно представляет жизнь и знания. В книге показано противостояние идей познания, управления знаниями и восприятием реальности. И в этом плане фантастика превратилась в философский трактат, разбавляемый интересным сюжетом, который, кстати, начнется только после трети книги — скучного и муторного чтения. Идеи в романе изложены через концепции параллельных миров, которые меняют облик реальности. Писатель предлагает задуматься о том, что «реальность» — это только восприятие, меняющееся из-за парадигмы в которой находится человек, при чем под этим он вкладывает не только физические возможности человека, но и социальные, исторические условия. И что для развития надо постоянно быть в «поиске истины», но стоит постоянно сомневаться в результате этого самого поиска, из-за конечности восприятия и из-за условий, в которых находится тот или иной человек.

    Атмосфера «Анафема» полна неспешности, размышлений о науке, философии и этике. Роман намеренно запутывает своими пространными рассуждениями и специальной терминологией из вымышленной области «концптов» — некого философского конструкта из которого состоит мир. Как по мне, это очень сильно перегружает роман, поэтому книгу придется растянуть, если имеется желание получить удовольствие. Текст часто напоминает академическую работу и научно-популярные книги из различных областей математики, физики, истории и т.п., так, в принципе, происходит постоянная подача экспозиции — автор погружает в среду.

    Когда принимаешься за этот кирпич, то ждешь большого количества персонажа и закрученный (если нет, то аутентичный) сюжет, краски в голове. И очень хорошо одно в этом произведении — здесь очень мало персонажей. Останавливает еще особый, не легкий слог и изобилие специальной терминологии. Но если потерпеть немного в начале, то потом терпение воздастся в виде хорошего сюжета и разжеванных далее теорий, которые могут ошеломить. Книга вызывает впечатление хорошо вычитанного научного исследования и при всем своем богатстве — книга на один раз. Тем не менее, как сложный и продуманный роман он точно стоит внимания.


    P.S. К автору остались вопросы, например, в предисловии Стивенсон указал, что «Названия некоторых арбских растений и животных переведены земными аналогами. Поэтому герои упоминают морковь, картошку, кошек, собак и тому подобное. Это не значит, что животный и растительный мир Арба идентичен земному. Разумеется, на Арбе свои растения и животные». Но, черт, ведь в ходе чтения книги других кошек, другую морковь не представляешь, только земную...

    11
    566