Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Испанский садовник. Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Аноним11 января 2025 г.

    Бесконечный бег от себя

    По итогу. не самые мои любимые произведения у автора, хотя и понимающие очень важные проблемы, актуальные всегда и везде. Все-таки, хочется отметить, что "Древо Иуды" мне понравилось больше, но, пожалуй, стоит по порядку.

    • "Испанский садовник" - повесть небольшая и, для меня лично, несколько скомканная. Это такая пьеса в прозе, где все персонажи, по факту отыгрывают определенные типажи; они либо сплошь положительны. либо крайне неприятны, хотя ряд замечаний, вложенных в уста, ну ооочень эпизодических персонажей, некая объемность им присуща. В целом, объемное пространство повести населено одномерными героями и лишь в финале намечается вполне определенная трансформация, оставляющая простор для размышлений о том, как же теперь все будет складываться для главных героев - отца и сына. Вообще здесь очень четко противопоставляются яркие краски живой природы, свободной жизни обычных людей, радующихся этой самой жизни и впитывающей все ее простые радости и незатейливые удовольствия и мрачные тона большого пустого дома, неуютного без радости бытия, но пропитанную всепоглощающим эгоизмом и содержащую атмосферу разобщения и тоски. Финал тоже, как по мне слишком спорен, хотя, кто его знает, как там по факту раскаиваются твердолобые эгоисты с манией величия и раскаиваются ли. Метаморфоза, произошедшая с мальчиком тоже о двух концах: либо о непросто будет подыгрывать отцу, как мы видим, уже совершенно не слушая его, но быть может, не озлобится до полного пренебрежения и/или презрения (хотя, быть может уже), либо превратится в точную копию своего отца. Впрочем, его слишком уж благостный образ, если честно порядком раздражал периодически.
    • "Древо Иуды" - это уже гораздо более объемная вещь, хотя главный герой здесь настолько сосредоточен на себе, что причиняет в разы больше вреда некоторым людям, хотя здесь можно посетовать на то, что не все люди умеют одинаково успешно справляться с неприятностями. Дэвид Мори - эскапист и бежит он от любых неприятностей, неудобств, боится в открытую решать все вопросы. Намеренно создает свой образ, умалчивая о тех моментах своего прошлого, которые могут ему помешать, причем делает это вроде как не из злого умысла ил продуманной, а чисто машинально, на всякий случай. Да, остался сиротой и жил у родственников, но учеба в университете была оплачена предусмотрительно страховкой отца, предложили хорошее место, встретил хорошую девушку, а потом, забыв о том, что, вообще-то, мог бы стать неплохим врачом, предпочел красивую жизнь по расчету. вошел в семью богатых и успешных предпринимателей, женился на их дочери, превратив всю жизнь в фарс, потому как супруга большую часть их брака провела в психушке, а сам смешивал и продавал шарлатанские снадобья, очень дорогие и приносящие хорошую прибыль. Как в песне "Ради славы и блеска монет". Потом опять, соблазнив уже дочь своей первой невесты, опять бросил ее, попав в руки практичной женщины очень быстро убедившей его в том, что лучше.

    В поведении героя ужасно даже не то, что он предает людей, а то, что трусит открыто сказать неприятную правду в лицо. Он мог бы написать письмо своей первой невесте из Индии, честно признавшись ,что встретил другую и избавив таким образом ее и ее близких от тщетного и непонятного ожидания, пока корабль не вернулся в порт и им не сообщили о его поступке. Во второй раз у него опять не хватило духа, признаться, написать письмо, позвонить, он просто не явился в аэропорт, где его ждали, а, заключив брак с баронессой, узнал ,что опять поспешил и подожди он пару дней, выяснилось бы ,что та поездка, что его так страшил отменилась. И, когда его вторая брошенная невеста, за неимением информации, приехала к нему, у него опять н нашлось сил поговорить с ней. Это сделала его жена. И с одной стороны хорошо, что хорошие девушки избежали уз брака с таким как он. Баронесса, объясняя ситуацию девушке правильно сказала, что он слабовольный и малодушный человек которому нужна крепкая направляющая рука и, что скоро он бы проявил себя, она бы ему надоела, потому что они совершенно разные. И финал книги, как по мне, обусловлен не раскаянием персонажа, в связи с несчастным случаем, а осознанием того, какая жизнь теперь ждет его с такой практичной женщиной ,которая будет держать его в ежовых рукавицах и контролировать буквально каждый шаг. Его поступок, это опять побег от ситуации, от неприятностей совместной жизни, от реальности которая его ждет, а вовсе не раскаяние или осознание всех ошибок своей жизни.
    Таким образом, в этом сборнике автор представляет два типа эгоистов. Один эгоист от большой любви и желания обладать и контролировать, доминировать, подчинять, не обладая особыми талантами. Второй эгоист инфантильный, избалованный, не без способностей, но слабовольный и идущий по пути наименьшего сопротивления, устраняющийся от малейшего душевного дискомфорта, за которого всегда решают другие. Неизвестно еще кто из них наибольший злодей.
    Но, в целом, несмотря на определенную интригу второго произведения, все-таки ряд персонажей уж больно плоский и даже положительные герои подчас вызывают недоумение своей наивностью и гуманизмом.

    9
    117