Рецензия на книгу
Последнее желание. Меч Предназначения
Анджей Сапковский
Аноним1 апреля 2015 г.Вот уж действительно, если тебе предназначено прочитать какую-то книгу, ты будешь сталкиваться с этой историей снова и снова, пока не прочитаешь.
Томик пана Сапковского попал мне в руки в начале 2000-х. Как попал, так и ушел - не прониклась я тогда рваным повествованием, и авторским ходом, когда читателя окунают с головой в новый мир без особых объяснений. Пробовала чуть позже (ну что все так книгу-то хвалят и советуют???) - все равно не смогла пробиться за первые 20-30 страниц.
А потом я случайно натолкнулась на фильм, снятый по книгам о Ведьмаке. И не смогла оторваться. Меня настолько покорил этот мир, что я решила непременно прочитать книгу. Но чуть позже, года полтора спустя, чтобы не сравнивать постоянно кинематографическое воплощение с литературным героем. Так случилось, что пару лет спустя я пришла не к книге, а к сериалу.Я ничуть не жалею, что посмотрела фильмы до прочтения книги. Это был как раз тот случай, когда из-за фильма я и стала читать это произведение. Да, зная сюжет, понимая что происходит, свыкнувшись с миром и персонажами мне было намного легче и намного интереснее читать "Последнее желание" и "Меч Предназначения".
Конечно, в фильме, а в большей мере - в сериале (т.к. там экранное время позволило рассказать расширенную версию книг) история представлена несколько иначе и отношение к фильмам у поклонников серии, мягко говоря, не очень хорошее. Кино не повторяет дословно книжный первоисточник. Какие-то истории показаны под другим углом, что-то рассказано чуть иначе, со смещением акцентов. О чем-то не упомянули вовсе. И, напротив, некоторые сюжетные ходы сериала я в книге не обнаружила (хотя, кто знает - может быть это будет затронуто в продолжениях, которые я пока не читала).
В отличие от книги, полной флешбэков и прыжков по временной шкале, сериальная история представлена более-менее в хронологическом порядке. И только благодаря этому я в очередной раз не бросила книгу в самом начале чтения. Уже зная, что к чему, примерно представляя цепочку событий, мне было гораздо интереснее вживаться в мир, близко знакомиться с героями и их чувствами.Сам мир получился весьма колоритный. Классическое фэнтези, замешанное на славянских мотивах и известных сказочных сюжетах. Но при этом все такое неклассическое. Забитые эльфы, живущие в резервациях. Торжество индустриализации и урбанизации человека и его взгляда на окружающий мир. Чудовища, наводняющие места обитания людей. И люди, порой не менее страшные чем та нечисть, от которой они стремятся защититься.
Основной темой книги для меня стала инаковость. Как это не странно, именно такая, вроде бы, сказочная история, предоставила уйму возможностей показать как к инаковости могут относиться разные типы людей. И не важно чем ты отличаешься - цветом кожи, образом жизни или традициями, менталитетом, физическими возможностями - твоя инаковость не останется незаметной. При этом отношение окружающих к другому, чуждому и непонятному тоже может быть разным: начиная от страха, неприязни, презрения и заканчивая желанием уничтожить, сделать таким же как все. Да и отношение тех, кто не такой как все, тоже может быть разным. Можно смириться с травлей. Можно принять правила игры большинства и успешно мимикрировать. Можно всеми силами стать обычным. А можно отгородиться от всех ледяной стеной и не подпускать никого, ограждая свою индивидуальность.Обычно, я опасаюсь смотреть фильм прежде чтения, потому что тогда герои определенно обрастают "киношными" чертами. Но в этом случае все получилось несколько иначе. Пожалуй, единственный образ из фильма, которые перекочевал со мной в книгу - это Лютик. Ну посмотрите, как может такой обаяшка не стать ярким пятном серого, мрачного средневеково-фэнтезийного мира. Возможно, книжный Лютик совсем не такой. Но для меня он стал именно таким. Раздолбаем и балагуром, баламутом и обормотом. И в то же время - преданным другом, который внутри гораздо глубже, чем кажется при первом знакомстве.
А вот Геральт, Йеннифер, Цири - они при чтении трансформировались совсем в другие образы. Где-то более глубокие (как в случае с Геральтом и Йеннифер), где-то менее серьезные (как в случае с Цири)
380