Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пошехонская старина

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    impossible-girl9 января 2025 г.

    Хроника крепостничества

    Жизнь Салтыкова-Щедрина пришлась на богатую историческими событиями середину XIX века, одно из таких событий - отмена крепостного права. И хотя Пошехонская старина - это художественное произведение, его ценность состоит главным образом в отображении исторических реалий крепостного права.

    Заглавного героя романа Никанора Затрапезного, дворянина из старинного пошехонского рода, в действительности с трудом можно назвать главным героем, потому что за шесть сотен страниц мы едва ли узнаем о нем что-либо личное и конкретное. Никанор Затрапезный - это фокальный персонаж, через которого мы знакомимся с его родственниками, дворней и соседями.

    Никанор Затрапезный - персонаж пустой и плоский, не в пример другим, по-настоящему главным героям, которых Салтыков-Щедрин изобразил со всей силой своего писательского таланта - яркими и характерными. Мать семейства Затрапезных Анна Павловна вышла замуж в раннем возрасте и из бойкой девчушки быстро стала предприимчивой хозяйкой, бережливой до скопидомства. Муж ее Василий Порфирыч так же быстро разочаровался в своем браке и отошел от дел, вверив все хозяйство жене. В итоге, Анне Павловне удалось своими силами значительно преумножить капитал мужа, но какой ценой? Ценой тотальной эксплуатации крепостных и экономии на всем том, на чем нормальные люди обычно не экономят (я про полноценное питание для родных детей, например).

    Рассказчик подробно знакомит нас со своими родителями, затем с семьей отца и семьей матери - он скрупулезно проходится по всем тетям и дядям, двоюродным сестрам и братьям, подробно останавливается на женихах старшей сестры Надежды. Затем автор переходит к наиболее характерным крепостным крестьянам: проповеднице, адвокатирующей рабство, добровольно закрепостившейся мещанке, доведенному до ручки цирюльнику. Внимания удостаиваются даже некоторые соседи-помещики с их собственными семьями и дворовыми. И во всех случаях рассказ получается максимально обстоятельным: от рождения и до смерти со всеми жизненными перипетиями между.

    Как следствие, у книги нет сквозного линейного сюжета, нет завязки, кульминации и развязки. Каждая глава - это отдельная история человека или семейства. Главный сюжет и связующее звено всех историй - это помещичья жизнь и крепостничество, способы хозяйствования, разные отношения между господами и "людьми".

    Когда мы учили историю государства и права России в университете, преподаватели вбивали нам в голову, что крепостные не были рабами. Мол, рабы - вещи, даже убить можно безнаказанно, а вот крепостные - люди, не объект, а субъект, убивать нельзя. Ну, как следует из этой книги, убивать, может, и нельзя, но создать адскую жизнь, в которой подневольный человек сам о смерти попросит, вполне можно. Конечно, некоторые помещики относились к крестьянам по-людски, но все больше эксплуатировали и измывались на разный манер - мол, рабским повиновением крестьяне получат себе небесные венцы. Если и так, то за что сами помещики планировали получать свои небесные венцы?

    Тяжелый безвозмездный труд, безволие, унижения и много-много несправедливости - вот реалии крепостничества. Вообще это так удивительно, что идея природного неравенства людей была такой органической частью мышления людей того времени. Как все радикально (и слава богу) изменилось всего за пару сотен лет! Очень показательно, что идея, кажущаяся очевидной и естественной сегодня, может стать полным бредом всего через 150 лет.

    Книга очень интересная и познавательная. Несмотря на то, что я немного утомилась под конец, общее впечатление о книге осталось очень положительным. Салтыков-Щедрин - искуснейший мастер изобразительного повествования, здорово запечатлел феномен помещичьей жизни. И хотя книга вроде бы подразумевала продолжение, которое автор не успел написать, на мой взгляд, она очень законченная и полноценная - мы не узнаем о взрослых годах Никанора Затрапезного, но это и не требуется, ведь о крепостничестве в его понимании Салтыковым-Щедриным мы узнаем от и до.

    19
    395