Рецензия на книгу
История Тома Джонса, найденыша
Генри Филдинг
skv0rz31 марта 2015 г."История Тома Джонса" -- прекрасная книга. Стоило дочитать, как уже хочется к ней снова вернуться. Прекрасные герои. Автор говорит, что он больше всех из них любит Софи. Она красива и добродетельна. То и дело лишается чувств и рыдает, чаще краснеет, чем бледнеет. Вместе с тем, Софи хватает присутствия духа, чтобы бежать из отчего дома, не желая выходить замуж по воле отца. Она стойка в отказах, если уж сказала "не выйду", то не выйдет. (Правда, ее скоропостижное замужество в конце немного этому противоречит. Жанр берет свое). Любопытно еще, что Софи высказывается о том, что не стоит женщине во всем зависеть от мужчины. Несвобода - путь к несчастью. А Сквайр Олверти (Allworthy), достойнейший из людей, хвалит Софью за то, что она никогда не высказывает своего мнения и всегда признает мужчину высшей инстанцией, умнейшим над ней. Вот оно, отношение к женщине. Ну да ладно.
Вообще, кажется, что главная прелесть этого романа -- его персонажи, в том числе и тот, который называется автором. Мне, в отличие от него, трудно отдать кому-либо предпочтение. Прекрасен и папа Софи - сквайр Вестерн, большой любитель бутылочки, крепких словечек, песенок под фортепиано, неистовый охотник. В пылу погони за сбежавшей дочерью он, услышав охотничий рожок и лай собак, не в силах противостоять своей натуре, становится участником охоты. А сестра сквайра! Все время бранит его. Дама, которая, кажется родственницей диккенсовских миссис Чик и миссис Токс. Мистер Блайфил напомнил почему-то Каркера. Да и встретив отца молодого Найтингейла, вспоминаешь неизбежно мистера Домби. И он, старший Найтингейл, и его брат, вскользь упомянутые, прекрасны. Прекрасны слуги! Партридж-Пансо и камеристка Софи Гонора (Honour). Они, как положено слугам, ноют, бранятся, разбалтывают секреты. Все очень хороши. Не могу обойти внимание леди Белластон. Она -- почти маркиза де Мертей из "Опасных связей" Лакло. Немножко менее успешная в своем коварстве. У Филдинга, хоть он и говорит, что не станет пользоваться всемогуществом автора, чтобы выручить героя из беды, заканчивается история все-таки хорошо. Все сюжетные узлы распутываются, как по мановению волшебной палочки.
Но по времени развязка, кажется, рассчитана очень хорошо. В романе вообще чувствуется, что автор -- прекрасный драмматург в прошлом. Все эти случайности, роковые невстречи и встречи, узнавания и неузнавания сработаны мастерски. И вишенка на креме -- сцена с Партриджем в театре. Как весело! Просто прелесть!
Еще очень здорово, что положительный герой совершает иногда плохие поступки. Не только Том. Человек -- всего лишь человек. Мораль у Филдинга -- легкая и светлая.6322