Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бумажные души

Эрик Аксл Сунд

  • Аватар пользователя
    Аноним8 января 2025 г.

    Давным-давно, в шведской глуши...

    На этот раз Эрик Аксл Сунд превзошел сам себя — по-моему, это лучший из всех его романов, хотя «Девочку-ворону» я ценю очень даже высоко.

    Напомню, Эрик Аксл Сунд — это псевдоним двух шведов, которые пишут мрачные скандинавские детективы. Очередной, «Бумажные души», начинается обрывочно и до того невразумительно, что я поначалу даже ругалась. Выходит роман какого-то там Пера Квидинга, основанный на дневниках его родственницы, жившей в девятнадцатом веке. Убивают некоего сомнительного типа. Чуть позже — не менее сомнительную женщину. Все это идет вперемешку с обрывками романа Квидинга о Стине и исповедью самой Стины.

    Но и это еще не все. Внезапно на улицах появляется девушка, которая при ближайшем рассмотрении оказывается мальчиком — странное создание, которое как будто не может говорить и вообще ведет себя так, словно никогда света белого не видело. Так, парень открывает для себя настоящее чудо — душ! Полицейские метко называют его с Каспаром Хаузером. Интересно, но а-а-а! Что это за винегрет?! Усугубляет положение то, что по каждой линии тексты очень короткие. Не успел вникнуть в жизнь Стины, как пожалуйста, получи разборку с наркоманами, а потом хоп, вот тебе загадочный мальчик и... и... Ну, правда, очень много всего.

    *Каспар Хаузер — известная загадка Европы. Странный молодой человек появился на улицах Нюрнберга в 1828 году. Он почти не говорил, ел только хлеб и воду и по интеллекту был сравним с малым ребенком, при том что умственной отсталостью не страдал. Предположительно, его с раннего детства держали взаперти в крайне ограниченном пространстве, но кто именно и почему — до сих пор доподлинно не установлено.

    Я раздражалась, но оторваться не могла, причем больше всего мне нравилась линия Стины. Загадочная, красивая и одновременно жуткая история девушки, жившей давным-давно в странной глухой деревеньке, игравшей на никельхарпе и влюбленной в соседского сына Ингара, с которым они соединяются так, что мыслят друг друга единым существом. Это, к слову, заставило меня вспомнить о Птицелове и Чтеце из «Хроник Птицелова» . А еще линия неуловимо напоминает «Лавра» Водолазкина — то и дело в истории возникают «приветы» из современности. Например, Стина описывает картину, нарисованную в восьмидесятых годах двадцатого века. Что это, ловкий ход автора? Реальное переплетение времен? Что на самом деле происходило в глухой шведской деревне? Постепенно линии переплетаются, и злости на обрывочность больше нет — просто мозаика оказалось сложной, но постепенно фрагменты соединяются друг с другом, и развязка заставляет чуть ли не кричать: от удивления (ничего себе поворот, обожаю такое!), от восторга (браво, авторы!) и от ярости, на этот раз — в адрес главных злодеев (в аду для таких отдельный котел приготовлен).

    Книга вошла в мой топ прочитанного за 2024 год. Она мрачная, как и положено скандинавскому детективу, но благодаря линии Стины действительно красивая, той красотой, от которой прошибает озноб. Ничего подобного в предыдущих книгах Сунда я не помню. Если раньше они выворачивали читателя наизнанку жестокими преступлениями, то здесь, хотя преступление тоже за гранью, все по-другому; перед нами история из суровых северных земель, затягивающая, словно болото в шведской глуши, где одновременно с обычными для Сунда социальными вопросами (доколе дети будут сиротами при живых родителях? Вольны ли родители определять судьбу своих детей?) витают другие — видим ли мы мир таким, каков он есть, или его определяет наше восприятие? До какой степени оно может исказиться под влиянием других?

    Оторваться от этой истории невозможно, и, кстати, ее можно читать как самостоятельный роман. Не знаю, можно ли написать что-то еще лучше, но надеюсь, что это не последняя книга литературного дуэта.

    53
    788