Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бег

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним6 января 2025 г.

    Зубастый трагифарс

    Театр начинается с вешалки, а булгаковский зубастый трагифарс - со списка действующих лиц.
    Вот с этого, сразу отправляющего читателя прямиком в ласковые объятия лихорадки, под широкую (слишком широкую, я бы сузила) улыбку будничного абсурда : "Барабанчикова - дама, существующая исключительно в воображении генерала Чарноты"
    "Крапилин - вестовой Чарноты, человек, погибший из-за своего красноречия"
    "Артур Артурович - тараканий царь".
    И ты ды, и et cetera.

    "Бег" это пьеса в восьми снах и четырех действиях, герои которой - преимущественно белые офицеры и гражданские, у которых не сложилось с новой властью - как и следует из названия, все время куда-то бегут. В основном, по кругу: из России и обратно, от игры к игре, от богатства к богатству, от одной маеты к другой маете, из постели в постель, от суда к суду. И только одна парочка вроде как друг к другу. Но это не точно.

    Едва заглянув в "Бег", я сразу вспомнила, почему в свое время прочитала все произведения Михаила Афанасьевича, до которых смогла дотянуться.
    Потому что хирургически точен в каждом образе. Нет у него стертых, банальных, предсказуемых сравнений. Но при этом все - узнаваемое, общечеловеческое.
    И болючее.
    Да, театр военных действий у Булгакова скорее балаган военных действий. Но смерть тут не понарошку, в этом плане все предельно честно, по-настоящему.

    Если "Преступление и наказание" для меня - роман-лихорадка, то "Бег", отныне и навеки, - пьеса-лихорадка. И сколько же всего упрятано в эту клубящуюся, утыканную свечами, фонарями, восклицательными знаками, оружейными дулами и звуками му лихорадку! Рискни, сунь руку, и если Русская Тоска или иная какая хтоняка не отгрызет ее тебе по локоть, то можно ухватить и вытащить что-то важное и ценное.
    Я вот - вытащила. Как минимум - еще одного сложносочиненного трагически поломанного мущщину в свою коллекцию любимых трагически поломанных мущщин. Ну и кое-какие мысли об особенностях бега по кругу и удобстве беговых дорожек...

    Вообще, мне показалось, это какая-то очень достоевская вещь Булгакова. Для меня она интонационно и смыслово тесно переплелась и с "Преступлением и наказанием", и с "Братьями Карамазовыми", и с "Бесами". И даже начинается и заканчивается "Бег" молитвенным пением, что как-то больше ассоциируется у меня с Федором Михайловичем, чем с Михаилом Афанасьевичем.
    (А еще тараканы... Иногда мне кажется, что таракан - это вообще гербовый зверь русской классики).

    Впрочем, острый и невеликодушный взгляд Булгакова-врача, выхватывающий в каждом человеке по отдельности и в человечестве в целом самые печальные... эм... симптомы - так же остер и невеликодушен в этом произведении, как и во всех прочих, и со взглядом Достоевского его перепутать... да, пожалуй, невозможно.

    Спасибо доброму другу, предупредившему меня, что у этой пьесы есть несколько редакций и два варианта концовки. Я целенаправленно искала тот финал, который мне будет проще принять. И приняла.

    7
    247