Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чудесный нож

Филип Пулман

  • Аватар пользователя
    Аноним29 марта 2015 г.

    Начну с того, что, прочитав уже вторую книгу из трилогии "Тёмные начала", я до сих пор не поняла, почему все так упорно называют эту трилогию детской сказкой. Потому что так было написано на обороте в аннотации? Или потому что все воспитывались на оригинальных сказках братьев Гримм - по канону полных кровяки - и всё, что происходит в "Тёмных началах" воспринимается как норма детской литературы? Ответ на этот вопрос до сих пор остаётся для меня загадкой, потому что, на мой взгляд, как в "Северном Сиянии", так и, тем более, в "Чудесном оже" вся детскость книги ограничивается возрастом главных героев: Лиры (11 лет) и Уилла (12 лет).

    "Чудесный нож", сразу предупреждаю, гораздо более жёсткая книга, чем "Северное Сияние", хоть и нелепиц в ней, пожалуй, куда больше. Во-первых, меня немного смутило, что Уилла от самого начала книги и до её конца называют убийцей. Лира, алетиометр, даже сам Уилл уверен в этом. Хотя, по сути, убийцей была его кошка (но об этом читайте уже сами :)), а Уилл с какого-то перепуга взял всю вину на себя. Это мне было непонятно. Нормальные люди постоянно говорят себе, убеждают себя, что они ни в чём не виновны. Зачастую их самовнушение настолько эффективно, что они и сами начинают верить в то, что сами же себе и придумали. Но Уилл не из того теста был сделан.
    Вторая нелепица - это, конечно, поведение детей-героев. Я всю книгу не могла соотнести их образ мышления, который был более-менее приближен к мышлению, соответствующему их возрасту, и их поведение, которое говорило о них как о подростках лет семнадцати-девятнадцати, а то и больше. Я прекрасно понимаю, что великое множество авторов допускает подобные "оплошности", и что не надо одного бедного Пулмана закидывать своими помидорчатыми тапками, но стоило, как мне кажется, сделать героев чуть более старше, ибо груз миссии, доверенной им самим автором, слишком, на мой взгляд, тяжёлый для них. Хотя, с учётом того, что нам сказали в самом конце о втором имени Лиры, скорее всего, автор поступил и верно. Ведь этот возраст ограждает от некоторых соблазнов, которым подвержены отроки, старше шестнадцати лет.

    Кстати говоря о соблазнах. Ещё один плюс в копилку того, что не рекомендуется эту книгу читать детям лет эдак до пятнадцати точно: в книге хоть и не было каких-то излишне откровенных сцен, но интимность, если можно так сказать, в "Чудесном ноже" точно появилась. Боюсь даже думать, что будет в "Янтарном телескопе". Хоть я и далеко не ханжа, и даже иногда балуюсь романами для дам за тридцать, но почему-то подобные вещи в книгах, рассчитанные на куда более юную аудиторию, чем "за тридцать", меня смущают:


    — Ты видела лорда Азриэла, Рута Скади? Тебе удалось проникнуть к нему?
    — Да, удалось, и это было нелегко, потому что он живет в самом центре всей этой кипучей деятельности и направляет ее во всех отношениях. Но я сделалась невидимой и отыскала дорогу в его личные покои, когда он собирался отходить ко сну.
    Все ведьмы понимали, что случилось дальше, а для Уилла с Лирой это было еще тайной за семью печатями. Поэтому Рута Скади опустила эту часть истории и продолжала...

    Ранее я говорила, что эта книга куда более жёсткая, чем предыдущая часть. Да, тут и вправду количество смертей на один квадратный сантиметр текста превышает границы дозволенного. Но, в целом, пренебрежительное отношение автора к смертям и тяжким ранениям, остаётся прежним. Как в завершении "Северного Сияния" смерть одного персонажа для меня стала крайней неожиданностью, что мне пришлось несколько раз перечитать некоторые строки - настолько безразлично автор всё это описал - так и в "Чудесном ноже" меня будто обухом по голове ударили, когда я читала про битву за этот самый чудесный нож, а также про перестрелку Ли Скорбси с русскими (позабавили, кстати, образы русских, а также образ самой России - Московии).
    Причём, что мне показалось ещё более странным, так это то, что Пулман, вроде и пропагандирует христианство, но только в лице Ли Скорбси он как-то вяленько пытается показать что убийство - это плохо. В остальном же он, как мне показалось, всячески поощряет такой способ наказания врагов. И даже в самом начале, когда Лира узнала от алетиометра, что Уилл - убийца, она стала доверять ему ещё больше, потому что убийцы, по её словам, самые надёжные люди.
    В тот момент моё внутреннее "я" сделало огромную челодлань.

    Но то, что сделал Пулман с религией - это нечто. И я даже не знаю, хвалить мне это или ругать. Настолько всё как-то странно и непонятно. Ангелы, в лице которых и представлена эта самая религия, показались мне злыми и равнодушными, идущими вслед за своей выгодой, каким подчас бывал и сам автор. Может, такую озлобленность ангелов оправдывает то, что действие происходит в параллельном мире, но, насколько я поняла, эти ангелы - ангелы на всех, а значит, это ангелы и из нашего мира.
    Я не знаю, чего ожидать от заключительной части. Безумец Азриэл вздумал свергнуть самого Создателя и построить Новый Рай? Без Первого Грехопадения? По-моему, всё идёт именно к этому, опять-таки, учитывая второе имя Лиры.

    Что ж, почитаем - узнаем.

    И ещё немного подмеченных штучек, о которых хотелось бы поговорить:
    ❀ В книге не встретился, и это было огромным разочарованием, любовь всей моей жизни - бронированный медведь Йорек Бирнисон. Конечно, Лира часто сравнивала Уилла с Йореком и даже говорила, что Уилл полностью заменяет в путешествии Йорека, но как не соскучиться по такому чудесному медведю? Кстати, очень сильно позабавила транслитерация его фамили как "Бирнисон", а также то, что самих медведей называли панцербьёрнам. Что это за слово вообще? Х)
    ❀ Некоторые действия в "Чудесном ноже" происходят на Енисее. Для тех кто не знает, сама я родом из Красноярска - города, который, собственно, и стоит на Енисее. Поэтому было очень приятно, что Пулман ввёл в повествование не какую-нибудь всем известную Волгу или Неву, а именно Енисей. Хотя, это может объясняться тем, что события происходили в Сибири (разумеется, ведь холоднее места для иностранца не существует :D). В любом случае, патриотические чувства прям бурлили во мне.
    ❀ Я до последнего надеялась, что Уилл, перейдя из своего мира в другой, обретёт "внешнего" деймона. Но, видимо, ему нужно было для этого проникнуть в мир Лиры. Хоть я и была уверена, что кошка, которую Уилл спас, будет его деймоном, целиком и полностью в этом вопросе разделяя точку зрения Лиры.

    "Чудесный нож" понравился мне чуть меньше "Северного Сияния", тем не менее, он отвечает на многие вопросы, давая читателям ещё глубже погрузиться в мир Лиры. Но я не рекомендовала трилогию "Тёмные начала" к прочтению детям до пятнадцати, уж больно тут всё жестоко.

    16
    112