Рецензия на книгу
Beautiful World, Where Are You
Sally Rooney
reader-92059965 января 2025 г.Прекрасный мир, ты где? – Нигде
Прочла очередной роман Салли Руни, уже будто традиция читать по одному ее роману в год. Так странно, что первый ее роман я прочла аж в 2022 году и что прошло уже 2 года. Странно, но ее новый текст как будто отвечает на все мои вопросы к миру, в том числе формулирует про мое отношение к пластику, красоте и маркетингу; про разочарование – то самое, которое про зрелость, а не про желание побиться головой о какую-нибудь твердую поверхность, позаламывать руки и т.д.
"Когда я была моложе, по-моему, я хотела путешествовать по миру, вести гламурную жизнь, чтобы меня превозносили за мою работу, выйти замуж за великого интеллектуала, отвергнуть все, на чем была воспитана, выйти за пределы тесного мирка. Сейчас мне неловко за все это... Тогда мне важно было доказать, что я особенная. И доказывая это, я стала такой. И лишь позже, получив деньги и признание, которых я, пособственному убеждению, заслуживала, я поняла, что никто их не заслуживает, но было поздно. Я превратилась в человека, которым когда-то мечтала стать, а теперь изо всех сил презираю. Я говорю это не для того, чтобы принизить свою работу". Последняя реплика важна; и я ничего не презираю, ни в себе, ни в своих прошлых мечтах, ни в нынешнем более чем спокойном отношении к тому, что казалось воплощением всего того, что... и такдалие. Но тем не менее такое восприятие мне близко: было / стало. И близко название романа: "Прекрасный мир, где же ты?"Это тот самый случай, когда удачно попадаешь в резонанс с текстом, который читаешь. Это вовсе не значит, что все его посылы откликаются. Нет, этот роман не может быть декларацией моих взглядов на жизнь, но имя Салли Руни и ее тексты стали символом поколения.
Близко ли мне это? Да, мне интересно, что это за поиски и каковы печали."Прекрасный мир, где же ты" – это смысложизненный роман. Жаль только, что Салли Руни так медленно и сложно пытается выбраться из скорлупы своей травмы, которую раз за разом восстанавливает уже в третьем своем романе, особенно это заметно в "Нормальных людях". Очень хочется пожелать автору наконец выбраться из тесных пределов экзистенциального одиночества, из "разговоров с друзьями" об экологии, политике и "культуры знаменитостей", как она это называет. Какая-то надежда есть, учитывая интерес к прошлому и уважение к истории: пассажи о крито-микенской цивилизации, Советском Союзе, Берлинской стене, современном романе и книгоиздании.
И да, "зачем притворяться, будто их заботят смерть, горе и фашизм, когда реально они одержимы только тем, попадет ли их новая книга в обзор "Нью-Йорк таймс"?
Эти новые тридцатилетние не одержимы ничем подобным. Это, кажется, критика нашего, предыдущего поколения, одержимого тем и другим – ради выживания, что имело смысл в двадцатом веке с его Советским Союзом, Берлинской стеной, дефицитом материальных ценностей вроде туалетной бумаги и нарезанной газетки вместо нее в сортирах. У современного поколения другая проблема – избыток пластика и исчезновение красоты.
"...у меня новая теория. Хочешь послушать? Пропусти этот абзац, если нет. Теория такая: люди утеряли инстинкт красоты в 1976-м, когда пластик заполонил мир. Если посмотришь на уличные фотографии до и после 1976-го, сама увидишь разницу. Я знаю, есть веские причины со скепсисом смотреть на ностальгию по эстетике, но факт остается фактом: до 1970-х люди носили практичную одежду из шерсти и хлопка, разливали напитки в стеклянные бутылки, заворачивали еду в бумагу и обставляли дома надежной деревянной мебелью. Теперь большинство объектов в нашей визуальной среде сделаны из пластика, самого уродливого вещества на Земле, материала, который невозможно перекрасить, но который сам неподражаемо уродливо окрашивает то, что с ним соприкасается. Единственное, в чем я полностью поддержала бы правительство (а таких вещей не очень много), – это запрет на производство всех видов пластика, за исключением тех, что необходимы для спасения жизней".
Человечество уяснило, что так называемый технический прогресс уже привел к изобретению атомной бомбы и избытку пластика, а рак, ДЦП и красную волчанку вылечивать так и не научились.
Тут уже волей-неволей задашься вопросом:
"Что, если смысл жизни на земле не в бесконечном прогрессе и движении к какой-то непонятной цели – создании и производстве все более и более мощных технологий, разработке все более сложных и заумных форм культуры? Что, если все это естественным образом разрастается и сходит на нет, как приливы и отливы, в то время как смысл жизни всегда остается тем же самым – просто жить и быть с другими людьми?"
И мне эти вопросы близки.
И про перепроизводство пластика, и про пластиковые взаимоотношения, которые тоже на самом деле только засоряют "этот прекрасный мир".
Радости никакой, когда неестественно, ненатурально, неискренне.
Как будто дружба или, скажем, командная работа – когда люди за пазухой имеют много злости друг на друга, но делают вид, что все хорошо.
Спасибо, не нужно.
Но где же этот прекрасный мир без пластика и лицемерия? Прекрасный мир, где же ты??? ))11317