Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним5 января 2025 г.

    Очень долго читала я эту книгу: с одной стороны, она не столь захватывающая, чтобы быстро ее прочитать, с другой, столько всего навалилось по работе, что и особо не до чтения было.
    Раньше у Бальзака я читала только рассказы, и Бальзак представлялся мне таким писателем-реалистом с остаточными элементами романтизма. В этой книге, однако, он куда больше мистик и философ, что для меня было очень неожиданно.
    Читалось очень неровно. Я начала слушать аудиокнигу, и начало меня просто покорило с первых строк. Игорный дом, его персонажи и незнакомец, с печатью смерти на лице, ставящий последнюю монету. Но потом незнакомец попадает в лавку антиквара, и через этот довольно длинный эпизод я с трудом пробралась. Длинные описания без действия для меня всегда были трудны, а тут еще и с таким философским оттенком. Тем не менее описания эти были интересны, хоть и усложнены именно этой мировоззренческой оценкой автора. Правда, пришлось отказаться от аудио -- на слух это вообще не воспринималось, да и глазами не с первого раза прочиталось. Дальше дело пошло веселее, вот только времени на чтение катастрофически поубавилось.
    В итоге, я узнала нового для себя Бальзака, неравнодушного к политическим реалиям и через светский диалог одновременно серьезно и карикатурно их показавшим; интересующегося наукой и неплохо знавшего последние открытия своего времени в области естественных наук; философа и мистика, поставившего своего героя перед выбором: краткая жизнь, полная желаний и их исполнения, или долгая жизнь без желаний вовсе. Рафаэль, собиравшийся покончить с собой в начале, так хотел жить в конце, что готов был отказаться от всего, лишь бы жить, сколь угодно скучной и однообразной жизнью, в каком-то полузабытьи, но жить. Я же всё время задавалась вопросом, зачем нужна такая жизнь, по сути лишенная всякого смысла не только для других, но и для себя. Лишь в самом конце Рафаэлю приходит на ум, что он, обладая таким могуществом, мог бы сделать что-то великое и не напрасно растратить талисман, но в тот момент от талисмана осталось уже так мало, что до великого или хотя бы просто доброго дело так и не дошло. Если кто и был добр в этой книге, так это Полина и Ионафан, люди, умевшие просто любить. Рафаэль же даже Полину не мог полюбить при всей ее красоте и доброте, пока она не богата, не в дорогом платье и не в драгоценностях. Он, конечно, не обольщался на свой счет и всё о себе прекрасно понимал, но для такого, как он, талисман оказался лишь огромным наказанием и ни разу не принес радости. Интересно, что было бы, если бы шагреневая кожа принадлежала Полине, пожалуй, ее дилемма была бы совсем иной.


    Умело применять увеличительные или уменьшительные стекла при рассмотрении вопросов морали -- значит владеть секретом светской беседы и искусством придворного. Обходиться без этого -- значит сражаться безоружным с людьми, закованными в латы, как рыцари.
    15
    680