Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Октябрь в председательском кресле

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним5 января 2025 г.

    Коротышка, или В конце концов … конец


    «Просто он не подходил ни своей семье, ни своему городу, ни своей жизни.»


    «— Хорошо, — сказал Октябрь. Борода у него была разноцветная, словно роща по осени — темно-коричневая, оранжевая и винно-красная давно не стриженная путаница на подбородке; щеки — красные, точно яблоки. Он был похож на хорошего доброго друга, которого знаешь всю жизнь.»
    (Нил Гейман. «Октябрь в председательском кресле». 2002)
    «— И как это? Быть мертвым?»
    (Нил Гейман. «Октябрь в председательском кресле». 2002)
    «Это была хорошая мечта.
    Но он знал, что в реальности все будет иначе: завтра или послезавтра его найдут и вернут домой, там на него наорут, и все будет по-прежнему, как всегда, и день за днем, час за часом он будет все тем же Коротышкой, только на него будут злиться еще и за то, что он сбежал из дома.»

    (Нил Гейман. «Октябрь в председательском кресле». 2002)

    ЗДРАВСТВУЙТЕ!
    Один из оставшихся рассказов в конце сборника Питера Страуба «ДЕТИ ЭДГАРА ПО». Жалко, что скоро сборник закончится. Правда, читаю я его вовсе не скоро: растягиваю удовольствие. Зато ценность от такого чтения для меня возрастает …

    **
    Собрались однажды 12 месяцев … Все, конечно, помнят сказку «Двенадцать месяцев» советского писателя Самуила Маршака, написанную в 1942 году. Нил Гейман предлагает тоже сказку — свою. Будет рассказывать Октябрь. Вернее, говорить за него станет Гейман, и в 2002 году …


    Что творят и вытворяют авторы XXI века с советской сказкой для детей военного времени?.. С поправкой на то, что, возможно, Маршак тоже использовал в качестве мотива для своих «Двенадцати месяцев» старинную чешскую легенду, и в его сказке, по утверждению Самуила Яковлевича, от этой легенды мало чего осталось, можно догадаться, что и Нил Гейман поступит точно также, как Маршак.

    **
    У Нила Геймана от «Двенадцати месяцев» не осталось ничего, кроме 12 месяцев, причём все они различаются по гендерному признаку: мужчины и женщины. И все они, словно бездомные, греются у костра и жарят сосиски.

    «Их было двенадцать. Они сидели вокруг костра и жарили на огне большие сосиски, которые шипели и плевались соком, стекающим на горячие поленья. Они пили яблочный сидр, освежающий и прохладный.»

    … Удовольствие от хорошего рассказа я получаю особенно тогда, когда написано мало, а сказано много. Это мастерство рассказчика.

    Октябрь месяц не только на этот раз председательствующий, но и рассказчик. И рассказ его, в общем-то, напоминает сказку Маршака. Но только лишь по сути. Ибо это история обездоленного мальчика, но при живых родителях. Здесь нет злой мачехи и такой же недоброй сводной сестрицы. От этого 10-летнему мальчику — Дональду — герою рассказа живётся ничуть не лучше.

    У него родные папа и мама. Родные братья-близнецы. Но все дома и даже в школе забывают его имя. Зовут Коротышкой. Мир словно отвернулся от мальчика. И некуда бежать. Но он сбегает. Куда глаза глядят.

    Что бывает с детьми, сбежавшими из дома, детдома, приюта? — По-разному случается …

    Сбежать-то можно от куда-нибудь. А от себя куда?

    Страшный рассказ. И ни единого слова об ужасах …

    А мальчик-призрак такой прелестный. Добрый. Понимающий. А какое у него имя классное — Безвременно! С ним так хорошо играть … Он не пугает. Не манит …

    Мало слов. Немного текста. Но как же много сказано. Вы всё поймёте сами.

    Мастерски написанный рассказ. Поэзия в прозе.

    «— Там не пусто, — сказал Безвременно. — Там никто не живет. Это разные вещи.»

    30
    248