Рецензия на книгу
Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана
Олег Дорман
Аноним5 января 2025 г.Пожертвовать чем-то общим оказалось легче, не будем прекраснодушничать.
Первая книга, которую я не могу оценить. Я разрываюсь, разламываюсь напополам от осознания, насколько прекрасна, кинематографична, литературна и культурна она по форме своей и насколько, да, будет нехорошее слово, мерзка по своей сути.
Поставить «пять» за тонкость чувствования рутинной красоты - и я не предам себя, потому что была та дорога через лес от ИФЛИ до Сокольников, та река, Кама, в Набережных Челнах, та живая радость от перевода Лилианной Карлсона и моя от осознания, что её сын - режиссёр шедеврального, моего любимейшего «Острова». Оценив так «Подстрочник», я не погрешу против части себя, которая сеет разумное, доброе, вечное. И вместе с тем, книга отчаянно политизирована и субъективна. Но мерзко не из-за этого. А потому что Лунгина постоянно хает власть, партию, предателей, доносчиков - а сама оправдывает себя, надевает белое пальто, и будто бы за ним её маленькие веления души становятся незаметны. Он мерзавец - но как во Францию хочется, изменю немного своим принципам, ничего страшного. Какая радость, комната для Моти мне так легко досталась, только деньги занесла домоуправше - ну и её после арестовали, но ничего страшного, главное, что не меня. Нам нужно отстоять товарища, мы пошли на площадь митинговать - правда, издали увидели, что всех винтят, и решили уйти. Много, много такого, почти на каждой странице. И всё бы ничего, времена сложные, все ведут себя сообразно силам и возможностям, но она выступает моральным камертоном!
Вот этот назидательный, оправдательный, успокаивающий саму себя тон - он и в книге такой. И самое страшное, будто всё на подсознании, будто она не осознаёт себя настоящую - или ей комфортно не осознавать. За это очень хотелось поставить «единицу», и в итоге пусть «Подстрочник» останется мной неоценённым.
Лилианна Лунгина прекрасна на первых и последних страницах книги. Сначала она рассказывает о своём детстве и открытиях, об осознании себя в три года, о восприятии мира - и это безумно интересно, живо, свежо. В конце книги, после смерти близких людей и мужа, она остаётся одна, и вот эти воспоминания о крайних годах счастливого брака тоже наполнены чувством, смыслом, радостью жизни. Скорее всего, даже несмотря на непростой 20 век, она всегда так видела мир - просто решила рассказать о другом и иначе. Вот за её просьбу замечать, как несложившееся и неудавшееся в итоге превращается в лучшее на свете событие, поворачиваясь светлой стороной, я благодарна книге. И конечно, закольцовываю рецензию, за талантливо описанный до мельчайших деталей культурный пласт СССР - за Ахматову, за Некрасова, за Твардовского, за Евтушенко, за Галича, которых она знала лично.
Это действительно масштабное свидетельство эпохи. А дьявол или Бог сокрыт в его деталях - пусть каждый решит самостоятельно.
25626