Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
lustdevildoll28 марта 2015 г.В Америке эта книга получила ворох восторженных рецензий критиков и Пулитцеровскую премию, а обычные читатели разделились на люблю-ненавижу. У нас традиционно любят толстые романы и читают «Щегла» с наслаждением: редко сейчас попадаются книги, написанные хорошим литературным языком, в хорошем переводе, с объемными предложениями, диккенсовскими мельчайшими подробностями, философские, да еще вдобавок с русскими персонажами, которые получились русскими, а не эрзацем. Но у Тартт при всей многословности получилось сделать роман динамичным, таким, что не оторвешься.
Мне показалось, что в первую очередь это роман об одиночестве людей в мире, о том, что мы можем видеть проблемы других людей, но предпочитаем их не замечать, о поступках, которые люди делают от отчаяния, чтобы их заметили, и о том, что коготок увяз – всей птичке пропасть. Потеряв мать в результате теракта в музее, Тео стал другим человеком – острый посттравматический синдром подкосил его, а то, что в целом мире он никому, кроме своей мамы, был не нужен, подкосило еще больше. Да, мир не без добрых людей, и их в жизни Тео попалось немало: семья Барбуров, Хоби, Пиппа, да тот же Борис при всей неоднозначности персонажа. Однако все эти люди, включая даже его собственного отца, были ему чужими, он перед ними не раскрывался и чувствовался некий холодок.
Картина же, которую перед смертью всучил ему антиквар Велти, стала для Тео неким якорем, помогавшим ему жить, сокровенной тайной, особой миссией. Я насторожилась уже когда Люциус Рив упомянул про Майами, но когда выяснилась правда, была вне себя от возмущения. Потом, правда, немного отошла, но все равно не простила.
Персонажи все яркие и интересные, они заставляют сопереживать, злиться, беситься, жалеть, смеяться. Безусловно, самым ярким у автора получился Борис – как и Тео оставшийся без матери обаятельный сирота, наполовину поляк, наполовину украинец, который пьет водку после школы (и это не походит на клюкву), балуется наркотиками и обожает «кухонную политику». Отчасти именно он подтолкнул Тео на скользкую дорожку, да и на протяжении всего романа оставался его злым гением, но у Тео, в конце концов, своя голова на плечах должна была быть. Да и авантюрная жилка в нем не от Бориса, а от отца, который сбежал от семьи в Вегас, где жил на то, что сумеет выиграть в казино. Тео, хоть и презирал отца за предательские поступки по отношению к жене и сыну, все же в какой-то степени любил его и очередное предательство больно его ранило. Но сам тоже, пусть и с благородной целью, занялся мошенничеством с предметами искусства, причем неплохо в этом преуспел. Ну а Борис… Признаться, я чего-то подобного ожидала – чего-то типа русской мафии, русские же не могут честным путем зарабатывать, все этническая преступность и банды.
Отношения же Тео с Китси и Поппи: в принципе, все довольно логично. Автор об этом сказала очень емко и точно: «От тех, кого любишь, держись подальше. Они-то тебя и прикончат. А тебе надо жить - и жить счастливо, с женщиной, которая живёт своей жизнью и не мешает тебе жить своей».
Как резюме: роман не зря получил Пулитцера, а Тартт не зря называют одной из лучших современных американских романисток.13129