Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Путешествие в страну снов

Дмитрий Дримов

  • Аватар пользователя
    Аноним3 января 2025 г.

    Введение в буддологию для самых маленьких

    В детстве я безумно обожала эту книгу, постоянно ее перечитывала, постоянно с ней таскалась и даже гадала на ней (и иногда и сейчас), и, хотя со временем я начала замечать некоторые недостатки вроде простоватого местами языка или не совсем верных конструкций, а также совсем уж невероятных совпадений или ситуаций, это не мешает мне по-прежнему бесконечно любить "Путешествие в Страну Снов".

    Его жанр обозначен как "Сказка для детей и взрослых", и это действительно так. "Путешествие" - из тех книг, в которых при каждом перечитывании находишь что-то новое, переходишь на новый смысловой уровень и которые написаны как для взрослых, только лучше. Эта сказка идет на ура в детстве - как волшебная история, в которой реальность тесно переплетена с фантазией, в которой есть место и школьным будням, и "иномирным" приключениям, и темам дружбы и любви, предательства и ненависти. Эта сказка не перестает нравиться и во взрослом возрасте - как волшебная история с легкими ностальгическими нотками (я помню, как читала ее в первый раз, как перечитывала, как дарила такую же подруге) и вместе с тем глубокое, полное серьезных и важных размышлений философское путешествие.

    Важную, очень значимую роль здесь играет буддийская философия, и кое-что можно заметить, уже просто пробежавшись по оглавлению и обнаружив главы "Гуру Сущий и Бидия", "О смысле жизни за ее пределами", "Дхарма и мысленная визуализация". Есть в книге и настоящий духовный наставник - гуру - Петр Леонидович Сущий, который в ненавязчивой полуигровой форме учит важным вещам не только некоторых главных персонажей, но и читателей. Пусть занятия с ним обозначены как "психологическая практика для детей", но это очень напоминает какое-то буддийское обучение (например, начинается она со слов о том, что цель психологии - в избавлении от ложных представлений). В меньшей степени по количеству времени, но не по важности в качестве гуру выступает еще один персонаж - Алувель (примерно тот же архетип, что и Гэндальф). Есть в книге и псевдогуру - Наставник, с которым будет полемизировать Петр Леонидович (мне в этом споре видится в том числе и спор разных буддийских направлений).

    Правда, кое-где автор отходит от принятой в буддизме терминологии и понятий, но я вижу этому несколько объяснений. Во-первых, это все-таки не ученый трактат, а сказка, которая должна быть понятной, хотя бы на каком-то первичном уровне, детям. Во-вторых, это может быть благой уловкой (санскр. упая), которая применяется для освобождения от иллюзий с учетом разных психологических типов людей и их разного уровню понимания. В качестве примера приведу притчу о горящем доме, о которой узнала из книги Евгения Алексеевича Торчинова "Введение в буддологию". Один богатый человек увидел, что в его доме начался пожар, а дети продолжают играть, несмотря на его крики "бегите сюда, иначе вы сгорите". Но маленькие дети не понимали, что значит сгореть, и продолжали играть. А когда их отец крикнул, что привез им игрушки, они тотчас прибежали к нему и спаслись.

    Очень большое значение придается нематериальному - человеческой воле, вере, желаниям, мыслям, цели жизни, духовному росту, истинным образам реальности. Так, в Стране Снов (и не только, так как способности, полученные там, проявляются и в нашем мире) сражаются чистым оружием – верой и волей, и воля же же определяет направление и время пути, желание и вера позволяют растению вырастить крылья, обездвиженному - встать и пойти. Истинное может быть сокрыто иллюзиями, но вера, желание и воля способны проникнуть сквозь них.

    Персонажей в книге достаточно много для такого небольшого объема, есть и положительные, и отрицательные, и есть даже персонаж, раз уж я заговорила в толкиновских терминах,

    наподобие Боромира.

    Все персонажи очень яркие, автор показывает их с разных сторон, показывает, как они меняются, нет ни одного плоского, картонного. Несмотря на то, что это сказка, здесь нет типичного четкого разделения на свет и тьму, добро и зло, просто персонажи совершают действия разной направленности, ведущие к разным последствиям. Вот и в светлом Поднебесье могут встретиться "люди" с черным нутром, а слуга злого волшебника Клингзора - поступить благородно.

    Заканчивается книга словно намеком на продолжение, но, вероятно, его ждать не стоит. А жаль, мне хотелось бы узнать тайну загадочного ключа. Через десять лет после выхода книги вышло переиздание, и только. Кстати, интересный факт: обложка первого издания более детская, светлая, с тремя главными персонажами в процессе приключений, а обложка второго издания более взрослая, мрачная, с замком Клингзора. Мне сразу в голову пришло сравнение с первыми и последними книгами серии "Гарри Поттер", хотя там-то книги - разные, а тут - одна и та же.

    Для меня "Путешествие в Страну Снов" навсегда останется настольной книгой жизни, ей уже более двадцати лет, страницы ее пожелтели, слегка подстерлась позолота названия на обложке, кое-где выцвели буквы в самом тексте, и более двадцати же лет - карандашным пометкам на страницах - этаким мостикам в прошлое, в состояние, которым была я в то время.

    Прочитайте эту книгу, если вы любите сказки-приключения, необычные миры, путешествия в поисках себя, а также интересуетесь буддийской философией.

    5
    151