Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним27 марта 2015 г.

    Начинала читать с некоторой осторожностью: после "Утраченных иллюзий", прошедших на ура, как-то не хотелось читать что-то мистическое. Мир Бальзака чудесен: герои кочуют из одного произведения в другое, пересекаясь друг с другом мимолётно или не очень - как в реальной жизни. Поэтому немного странно, что в одном произведении герои действуют в соответствии, скажем, с законами реализма, а в другом они могут уже ему не подчиняться, выходить за рамки. Но всё оказалось не так страшно. Главная причина, побудившая меня, пожалуй, взять эту книгу - присутствие в ней Вотрена, потрясающе симпатичного рыжебородого беглого каторжника, завлекающего в свои сети молодых людей типа Растиньяка или Люсьена, и неизбежно портящего их. Что-то у Бальзака я ещё не прочитала: то звено, где Вотрен успел повлиять на Растиньяка, потому что в "Отце Горио" последний ещё находится в стадии юноши с чистыми помыслами, а в "Коже" и "Утраченных иллюзиях" это уже великосветский пройдоха. Мало того, мысли Вотрена, его идея "создания" человека - мол, он, Вотрен, одинокий человек без друзей-родственников, испытывает тёплые чувства к пересоздаваемым им молодым людям потому, что является творцом в этом акте пересоздания, а следовательно, устанавливает какие-то связи между собой и этими молодыми людьми - так вот, эти мысли Вотрена о творце вдруг начинают звучать из уст Растиньяк, соблазняющего Шарля на мотовство:


    "А я, — мне хочется получить свою долю в твоей славе, — буду ювелиром, который вставит алмазы в твою корону".

    Интересно наблюдать трансформацию Растиньяка: теперь он уверен, что будущее - это


    "самый крупный, самый солидный из всех капиталов",

    он призывает Рафаэля залезать в долги, ибо только так и можно жить в Париже. Но эта фраза, про будущее, имеет и второй смысл, напрямую относящийся к коже: ведь чтобы осуществить какое-либо своё желание, Рафаэль платит... своим будущим!
    Далее, меня зацепило ещё одно размышление Рафаэля: он не может любить нищих, для его любви женщина должна иметь шёлковую лестницу, однако сам, нищий, хочет, чтобы его, - нищего! - любили.

    8
    65