Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним3 января 2025 г.Исторический роман с фантастическим допущением
Исторический роман Виктора Гюго, написанный во второй половине девятнадцатого века и отображающий эпоху на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков, довольно точен в деталях и верно передает особенности того времени за одним исключением. Можно сказать, что весь сюжет построен на одном фантастическом допущении - существовании компрачикосов, людей, чьим промыслом была торговля похищенными детьми. И не просто похищенными, но изуродованными самым безжалостным образом.
Признаться, когда я впервые прочла этот роман в детстве, а потом увидела его экранизацию, именно компрачикосы и их чудовищные приемы произвели на меня наибольшее впечатление. Было приятно обнаружить позднее, что на самом деле термин этот впервые появился в романе "Человек, который смеется", и никаких веских доказательств существования компрачикасов нет.
Впрочем, как художественный прием это фантастическое допущение вполне работает в рамках романа и не противоречит существовавшей в ту эпоху действительности, а лишь подчеркивает наиболее характерные ее особенности.
Хотя и создает логическую дыру в замысле автора. Так Гюго пишет, что с началом преследования компрачикосов даже родители боялись оставлять у себя собственных детей и предпочитали топить их в колодцах, лишь бы не навлечь на себя подозрение в похищении. Урсус, тем не менее, не боится взять сразу двоих найденышей, хотя как раз ему, возникни такой вопрос, было бы чрезвычайно сложно объяснить их происхождение.
Картина мира
Англия той эпохи представляет собой жестокий, несправедливый мир, где власть и привилегии принадлежат узкой прослойке знатных и богатых, тогда как безродные бедняки вынуждены страдать под их гнетом. Реальные исторические личности и события мастерски вплетены в повествование наряду с вымышленными персонажами, что придает роману необходимую достоверность.
Повествование пестрит объемными историческими вставками, где Гюго подробно раскрывает ту или иную особенность описываемой эпохи.
Это вносит в роман некоторый баланс. Фрагменты, относящиеся непосредственно к приключениям героев, перемежаются едва не энциклопедическими отрывками, повествующими об устройстве и особенностях государственной системы Англии описываемой эпохи.
Как и многое в романе, мир богатых резко контрастирует с миром нищих.
Этот роман вообще во многом построен на контрастах. Можно сказать, что контрасты - основной художественный прием, который использовал тут Гюго.
Это не только богатство и бедность, власть и бесправие, но и красота и уродство, человечность и бессердечие, любовь и похоть. Того же рода противопоставление обыгрывается даже в именах персонажей, где человека зовут Урсус, медведь, а волка - Гомо, человек.
Структура сюжета
Сюжет в целом повторяет канву "Золушки", но, как это принято у Гюго, не подразумевает счастливой развязки.
Череда событий, каждое из которых само по себе ужасно: то, как Гуинплен остается один, его уродство, увечье найденного им ребенка - удивительным образом складывается в единственно возможный счастливый исход для всех участников этой драмы. Но, искушаемый не столько даже богатством и властью, сколько собственной гордыней, Гуинплен своими же руками уничтожает то истинное богатство, которое он уже обрел в бродячем театре Урсуса.
Прозрение, как это часто случается в жизни, приходит к нему слишком поздно.
Характеры
Действующих лиц в этой драме не так уж много. По одну сторону стоят Гуинплен, его возлюбленная Дея и приютивший их Урсус. По другую - представители мира богатых и могущественных. Герцогиня Джозиана, стремящийся к власти интриган Баркильфедро и английский пэр, развлечения ради представляющийся матросом Том-Джим-Джеком.
Центральные персонажи - Урсус, Гуинплен и Дея - проработаны глубже. Противостоящие им - гораздо более грубы и одномерны, что, впрочем, ничуть не противоречит ни картине мира, ни художественному замыслу.
Эти характеры никак нельзя назвать чисто функциональными, поскольку они не только двигают сюжет, но и раскрывают в конфликтах смысловые пласты романа, заложенные автором.
КонфликтыКак и положено в грамотно выстроенном повествовании, конфликты развиваются на нескольких уровнях.
Глобальные
Прежде всего это чудовищная несправедливость и косность сословного общества, в котором невозможны социальные лифты, и, даже оказавшись пэром по праву рождения, герой не в силах преодолеть пропасть, отделившую его от названного отца и возлюбленной.Выросший в повозке, стены которой представляли собой подробное описание иерархической структуры правящих кругов, Гуинплен так и не смог осознать принцип действия этого механизма. То, что власть придержащие, возможно, еще большие рабы собственного положения, чем последние из нищих, и, вынужденные оглядываться на общество себе подобных, не свободны в собственных поступках.
Гуинплен-паяц - намного свободнее и счастливее Гуинплена-пэра.
Конечно, Гуинплену препятствует Баркильфедро, но даже без этой персонификации социального неравенства мечты Гуинплена поделиться богатством и властью с любимыми существами так и остались бы только мечтами.
Его желание приблизить к себе простолюдинов было бы высмеяно точно так же, как была высмеяна его речь в парламенте. Можно сказать, что Баркильфедро милосердно избавил его от этого унижения и разочарования.
Межличностные
Противостояние Баркильфедро и его высокой покровительницы здесь служит не только двигателем сюжета, но и раскрывает природу власти. Баркильфедро, в отличие от Гуинплена, как раз тот человек, который прекрасно понимает механизмы сословного общества и умеет управлять им, даже не принадлежа к его элите.Джозиана в своем поиске скандального любовника некоторым образом протестует против собственной несвободы. Не даром Гуинплен становится не интересен ей, как только превращается в ее законного жениха.
Даже Дэвиду, единственному из пэров Англии, разглядевшему истину в пламенной речи Гуинплена и, кажется, брату героя не только по крови, но и по духу, милее личина английского моряка. Под этой маской он свободнее чем на настоящем своем месте.
Внутренние
Гуинплен не понимает того счастья, что досталось ему волею случая, и в итоге теряет все в погоне за призраками. Призраками богатства, власти, любви.Оставаясь паяцем, он обладал большей властью над толпой, чем получил, став пэром Англии. С Деей у него была настоящая любовь, какую не могла дать ему Джозиана. В труппе своего приемного отца он обладал всем, что было нужно для счастья и главным богатством мира - свободой.
Влекомый гордыней, наивной уверенностью, что сможет переделать искалеченное общество, он понимает, что утратил, когда становится уже слишком поздно.
Центральным персонажем, проходящим череду искушений и разочарований, остается Гуинплен, но и другие характеры тут тоже подвержены внутренним конфликтам.
Это и Дея, которая, не видя, смогла рассмотреть в Джозиане соперницу и усомнилась в любви и преданности Гуинплена. Это и Урсус, казалось бы, не боявшийся ничего, но парализованный внезапным арестом Гуинплена до невозможности предпринять хоть что-то.
3181