Рецензия на книгу
Конец романа
Грэм Грин
nevajnokto26 марта 2015 г.Убивали любовь, убивали в четыре руки,
Били с разных сторон, состязаясь в сноровке и силе.
Им шептала любовь: "Ах, какие же вы дураки!"
Но они ей в ответ за ударом удар наносили...(с).Книга, в которой нет слов.
Если боль имеет лицо, то вот оно!Грэм Грин в своих произведениях нередко затрагивает вопросы, пытаясь ответить на которые, ты все глубже и глубже погружаешься в пески собственной пустыни, до этой минуты казавшейся тебе плодородным полем, густо и сочно лоснящимся упругими колосьями прочно устоявшихся понятий, таких как нравственность и мораль. И ты в который уже раз находишь в себе смелость пересмотреть свои правды, постучавшись не в парадную дверь, а пробивая другую, с совсем неожиданной, для себя же, стороны. Со стороны, ранее для тебя немыслимой, точнее, невидимой. Если перед дверью построена стена - это не значит, что двери нет. Тебе нужно найти в себе силы разрушить стену, пусть и раздирая руки в кровь.
Книги Грина допускают возможность существования иной точки зрения, отличающейся от принятых норм.Сюжет данного произведения построен на основе факта из личной жизни Грина. В одно время он был влюблен в замужнюю женщину - в жену Генри Уолстона, одного из самых богатых людей Англии и влиятельного сторонника лейбористов. Их связь продолжалась на протяжении десяти лет, несмотря на то, что у Кэтрин было пятеро детей и она не собиралась уходить от мужа.
Была ли у Грина и Кэтрин такая же сильная любовь, как у Сары и Мориса - главных действующих лиц романа?По-моему, любить так, как любил Морис невозможно. Дело тут не в силе и глубине чувства, во всеобъемлющей страсти, нет! Морис любил через страдание.
Он умирал от ревности, представляя Сару в прошлом, в прошлых связях, которых у нее было достаточно. Он изводил и себя и ее, ревнуя к настоящему - к мужу, с которым она проводила вечера и выходила в свет. Морис обвинял ее в изменах, хотя знал, что это неправда. Он придумывал будущее, в котором Сара будет ходить по рукам, превращаясь в еще худшую потаскуху и лгунью, чем она есть.
Морис любил ее через ненависть. Он растил ее в себе и давился этой ненавистью. Он превращал свою жизнь в ад, постоянно думая о Саре, убегая от нее и все равно, к ней возвращаясь. Он знал, что эта женщина - его бич. Сара - пожирающий огонь и спасительная прохлада, его отчаяние и вера, его бессонные ночи и беспробудные сны. Она дым от его сигареты, больно забивающий горло, но успокаивающий глоток дурмана, без которого ломит. Она - его мрак и одиночная камера и, одновременно, свободный дух. Она - его бег от себя, но бег по кругу...
После Сары не будет никого, Морис прекрасно это знал и ненавидел ее за это. Он утратил весь мир в обмен на любовь. Морис любил ее через утрату.Неужели это и есть настоящая любовь? Когда ты любишь через отчаяние, истекая кровью души? Просыпаешься среди ночи с чумной головой, пытаясь понять где ты и что ты. Лежишь, вглядываясь в темноту, ищешь какие-то другие мысли, но упорно натыкаешься на одну-единственную. Она терзает тебя, вонзается по самую рукоять и буравит, буравит, буравит... Ты зажимаешь рот руками, заталкивая боль поглубже в сердце, но тут же вгрызаешься в эту руку, разрываешь ночь криком и исступленно зовешь того, кто не придет. Падаешь без сил от своего бессилия и тихо зализываешь раны...
А может, настоящая любовь - это та, когда ты любишь через отречение от любви? Когда cудьба дразнит тебя счастьем, заманивает, увлекает, обещает,.. и в момент, когда ты протягиваешь руку, чтобы прикоснуться, с молниеносной скоростью проносится ураган, стирая на нет все то, чем ты жив? У тебя на глазах тает мираж, Нечто стирает твою жизнь как ненужный текст, написанный мелом на доске. А ты стоишь без единой мысли в голове и заворожено наблюдаешь агонию. Вдруг на долю секунды наступает прояснение, и ты впервые в жизни начинаешь молиться Тому, в кого не веришь. Или веришь, но думаешь, что не веришь... Неважно. Молитва, обещание, обет в обмен на жизнь. В обмен. Потому что безвозмездна только смерть. За остальное нужно оторвать от себя самое заветное - с болью и кровью. А затем подняться с колен, попытаться продолжить путь по развалинам того, что осталось, и назвать это жизнью...
42376