Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полубрат

Ларс Сааби Кристенсен

  • Аватар пользователя
    Аноним26 марта 2015 г.

    Удивительно, но этот без преувеличения огромный роман можно выразить в одном предложении. Это история об ищущих мужчинах и ждущих женщинах. Но не в романтическом флере, а в неприкрытой, жесткой неприглядности. Ищущие мужчины здесь больше похожи на безвольных беглецов от быта и обязательств, а ждущие женщины – на несчастных, потерянных узниц обстоятельств. И что самое печальное, что из поколения в поколение эта семья раз за разом повторяет эти ролевые образы, не пытаясь что-то изменить в своей судьбе, а точнее, в себе. Эта безысходность жизни и безвольность всех героев стала для меня единственным минусом. Но это, конечно, не минус романа, как литературного произведения. А скорее горький осадок в послевкусии от книги. А дальше только о плюсах.

    Глыба! Вот других слов для этого романа и не подберешь. И по весу, и по размаху, и по мощи воздействия. Это нормально, если вам будет страшновато ее начинать. Мало того, что в ней почти 800 страниц, так еще и где ее не откроешь, то увидишь спрошной беспрерывный текст. Как в лучших традициях Джойса и Пруста. Но "Полубрат" все же попроще. Среди этого, на первый взгляд беспросветного частокола букв кроется много ярких диалогов, динамичного действия и красочных, но не черезчур многословных описаний. Это такой "поток сознания" для начинающих.

    Но это совсем не поток сознания одного человека – это поток его жизни. Хотя... есть же теория о пренатальном сознании человека. Может, именно оттуда появилось у нашего расказчика Барнума такое отличное знание жизни своих родителей? Так или иначе, перед нами проходит жизнь одного мальчика, расказанная им самим с самой дальней для него точки – с его родителей. Тут повествование идет быстро, насыщенно, вмещая в себя Вторую Мировую Войну, концларегя, пропавшего Гренландского путешественника и работу в цирке. И я только сейчас, после прочтения романа, понимаю, что при описывании жизни отца, автор раскрывает перед нами личность. А при рассказах о матери – скорее выдает общую мифологию семьи из трех женщин. Поэтому мы отлично представляем себе старшего Нильсена, хотя о его делах ничего не понятно. Но Вера остается какой-то совершенно бледной и безликой женщиной.

    Затем идет основной блок романа, большая его часть, где рассказывается о детстве Барнума. И кажется, что в основном все события, о которых нам считает нужным рассказать автор, не так уж и важны. Все эти ошибки, падения, унижения, сомнения – казалось бы, что уделять этому примерно 450 страниц текста? Но потом появляется осознание (или скорее даже припоминание) о том, что тогда, в детстве, все такие события казались грандиозными, важными. И даже если мы их забыли, именно они сделали нас теми, кто мы есть сейчас. Да, Кристенсен пишет о детстве очень много. Но ведь эти годы – это огромный и важный пласт жизни. Наверное, именно потому, что мы видим этого малыша с самых его первых дней, мы относимся снисходительно и с пониманием к тому, кем он стал во взрослой жизни. Так себе оправдание, конечно, но когда автор ведет тебя по сюжету такими мелкими шажками, то поневоле видишь как из одного произрастает другое. Все логично.

    Последняя часть романа, развязка, относится ко взрослой жизни Барнума. Тут опять повествование бросилось вперед в ускоренном темпе, опять страницы полетели одна за другой. И в принципе было понятно, чем все это дело закончится. Но у автора получилось поставить мощнейшую точку, задеть последним предложением такую струну в голове (или в душе), что ее отзвук еще долго не оставлял меня. Потрясающий финал! Грустный, странный и по-настоящему постмодернистский. И даже немного мистический. Последнее предложение этого романа надолго останется в моей голове, как лучшее в своем роде.

    P.S. Друзья! Обратите внимание, существует оригинальный шведский мини-сериал по роману. Думаю, он вполне будет достоин просмотра.

    C.R.
    Удивительной популярностью пользуется этот роман в России. И каждый раз он издается под новыми обложками, делающими разные акценты. Отличный репринт с оригинального издания с правильным, как мне кажется, акцентом на кино. Очень уж оно важно в сюжете. Средняя обложка несколько легкомысленна, или скорее легковесна. Не такие они, братья Нильсены. Ну а портрет молодого человека – слишком уж простой ход.

    В оригинальном издании и во многих других западных изданиях основной акцент сделан на боксерскую тему. Но для меня эта тема не стала такой уж превалирующей для всего романа. А вот обложка слева и особенно справа – самые правильные. С превалирующей темой печали и одиночества. Милый малыш с линейкой тронул меня до глубины души. И лучше всех слов описал настроение всего романа.

    11
    106