Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Старик и море. Рассказы

Эрнест Хемингуэй

  • Аватар пользователя
    Аноним26 марта 2015 г.

    ОБРАЗ ЖИЗНИ
    Прочитал Старик и море. Кругами все хожу. Прогресса нет. Поскольку есть у меня некоторые основания считать себя рыбаком, то отношение мое к произведению пояснений не требует. Это - поэма о тяжком рыбацком труде и соответствующем образе жизни.
    Чтоб не было слишком скучно, позволю себе придирки. Может быть следовало сказать, как сжимается сердце от (пардон) нахлынувших чувств, когда лодка выходит из бухты (из губы, из-за мола) на широкую морскую зыбь. Или: какая вселенская тоска подступает, когда солнце уходит за горизонт, и от 7безбрежного божьего мира остается только плеск недобрых, черных волн под форштевнем. Не понравилась фраза "он встал и помочился за борт. Принято это делать на задней банке, на коленях. Манеру вставать отбивают в детстве на первых уроках. Впрочем, возможно, сдесь символ, еще не замеченный критикой. Некоторое сомнение вызывает отрезок, где Старик вышел на берег, смотал парус и пошел к хижине. Посидел бы сначала, землю ощутил, иначе, после двух суток, трудно найти прямую дорогу, в возрасте - тем более. Хэмингуэй ходил на катере, там бортовая качка, и действие другое, желудочное.
    Сила повести, как то ни банально, в правде. Мастер на очень ограниченном сюжетном пространстве, с ювелирной точностью сумел раскрыть внутренний мир простого рыбака. Сосредоточенность на своих чувствах, воспоминаниях, болячках, и в то же время рассеянность. Не зря Старик ругает себя, опасается что-то забыть, что-то не так сделать. Также характерно для робинзонад единение с "окружающей средой". Любой, через некоторое время, становится экологом. Ветку в лесу не сломает, и мусор за борт не выкинет. Некоторым комментатором чудится одиночество героя, хотя автор нарочно говорит - "Сантъяго в море никогда не чувствовал одиночества". Что верно - то верно, это чувство скорее возникает в толпе.
    Причиной, по которой я сел писать "рецензию", стало знакомство с критикой произведения. Уж очень она забавна. Надо сказать, желающих пошутить с философской подоплекой, за истекший срок набралось не много, что вызывает уважение к великой армии специалистов. Приведу несколько примеров из набора штампов.
    "На уровне философской идеи(?!) повесть восходит к 103 псалму Давида, воспевающему бога". На самом деле Сантъяго легко и естественно вмещает в себя всю духовную историю человечества. Сдесь мы имеем еще одно измерение, в дополнение ко всем известным, физическим. Старик - первобытный добытчик, язычник, христианин и безбожник одновременно. Морская часть повести наполнена мольбами и обращениями к духам. Даже к мальчику, который в реальности был бы только обузой. Что вызывает сомнение (и справедливо) в безверии современного человека. Никакой обещаной философский идеи в повести нет.
    "Сантъяго - символ героического начала в человеке и символ победы". Но таких символов в лит-ре, как мошки в тундре, Нобилевские премии за это не раздают, значит, не там искать надо. Обыкновенен и "символ мужества". Но мужество по китайской традиции проявляется исключительно в борьбе с себе подобным, то есть в вопросе "быть или не быть". Скромный, неприметный рыбак с острова Куба сдесь явно ни при чем..
    В другом месте опять - "философский итог притчи..." Чтоб посчитать чужую и чуждую жизнь за притчу надо иметь гипертрофию впечатлительности в смеси с дидактичностью и высокомерием.
    Некоторые жалеют Старика. Поразительно. Человек живет и трудится в своем раю, на своем месте (прошу заметить), и снится ему рай (львята на африканском берегу), а не банка с пауками, и не банька с тараканами, как бывает. Крайняя нищета его хижины говорит о счастии хозяина, и разгильдяйстве, правда, тоже. Похоже, он свое отшкрябал, помрет скоро, но он видел ад и рай, о нем песня сложена; в отличие от большинства, о котором никакой гоголь больше двух строк не сможет... на плите.
    "Человека можно уничтожить, но нельзя победить". Вот она - мозговая кость, которую добрый, мудрый дон Эрнесто оставил нуждающимся литературоведам! Почему нельзя, не понятно. В этом деле тоже есть мастера, со своим профессиональным самолюбием, и работа у них нелегка.
    Замечателен финал повести. Официант хотел было рассказать, что произошло. "Я и не знала, что у акул бывают такие красивые, изящно выгнутые хвосты." Да! Не надо слов. Не для того люди ходят в море, чтоб рассказывать. Следов не должно остаться, только тогда можно считать себя победителем, а не объектом пересудов. Никакой философии, только порядочность.
    Рыбак ловит рыбу. Звонарь болтает языком. Писатель пишет. Критик ищет смысл.



    к

    32
    212