Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Утопия

Томас Мор

  • Аватар пользователя
    ChristinePark30 декабря 2024 г.

    Томас Мор — основоположник утопического социализма

    Какие взгляды на идеальное государство Томас Мор выразил в своей «Утопии»?

    Согласно предисловию советского историка В.П. Волгина, «Утопия» Томаса Мора, написанная в 1516 году, — первое коммунистическое произведение нового времени, в котором были сформулированы многие характерные для советского социализма положения.

    Единственным способом построения общества, базирующегося на принципах справедливости и равенства, Томас Мор видел полную ликвидацию частной собственности. При наличии частной собственности, в обществе всегда найдутся хищные люди, которые присвоят себе максимум, что возможно присвоить, обделив тем простых людей, которые ежедневно трудятся на общее благо. Построение его утопии базируется на коммунистическом идеале: « Каждый по способностям, каждому по потребностям».

    Достижение коммунистического общества возможно только при устранении паразитов общества, к которым Томас Мор причисляет лордов, высшее дворянство, священников, нищих, производителей предметов роскоши, а также неработающих женщин. Проблема «неприятного труда» должна быть устранена развитием технологий.


    Именно, если каждый на определенных законных основаниях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни было имущественное изобилие, все оно попадает немногим; а они, разделив его между собою, оставляют прочим одну нужду, и обычно бывает так, что одни вполне заслуживают жребия других: именно, первые хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди скромные и простые и повседневным трудом приносят больше пользы обществу, чем себе лично. Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.

    Утопийцы во многом живут скромно, однако ни в чем не имеют недостатка. Они приоритизируют не показную роскошь, но благополучие.


    они живут не столько блестяще, сколько благополучно, и скорее счастливо, чем пышно и славно

    Город Утопии разделен на четыре равные части; посередине каждой, находится рынок, где каждый отец семейства может получить необходимое совершенно бесплатно. Никто не просит больше, чем ему действительно нужно.


    Ведь, во-первых, все имеется в достаточном изобилии, а во-вторых,— не может быть никакого опасения, что кто-либо пожелает потребовать больше, чем нужно. Зачем предполагать, что липшего попросит тот, кто уверен, что у него никогда ни в чем не будет недостатка? Действительно, у всякого рода живых существ жадность и хищность возникают или от боязни нужды, или... от гордости

    Человек становится стяжателем только из-за опасения, что когда у него вновь появится нужда, он не сможет ее восполнить. Человек, который способен вовремя закрывать все свои потребности, не занимается бессмысленным накоплением.

    В Утопии нет денег. Добываемое золото они используют только для международной торговли и дипломатических целей.


    Выведя деньги из употребления, они совершенно уничтожили всякую алчность к ним, а какая масса тягостей пропала при этом! Какой посев преступлений вырван с корнем! Кто не знает, что с исчезновением денег совершенно отмирают все те преступления, которые подвергаются ежедневной каре, но не обузданию, а именно: обманы, кражи, грабежи, ссоры, восстания, споры, мятежи, убийства, предательства, отравления; вдобавок вместе с деньгами моментально погибнут страх, тревога, заботы, труды, бессонница. Даже сама бедность, которая, по-видимому, одна только нуждается в деньгах, немедленно исчезла бы с совершенным уничтожением денег.

    Утопийцы крайне неохотно вступают в войну и считают это позорным занятием. Они прибегают к ней в самых крайних случаях, по возможности стараясь решить все конфликты дипломатией или хитростью.


    Действительно, физическою силою борются, по их словам, медведи, львы, вепри, волки, собаки и прочие звери; большинство их превосходит нас силой и свирепостью, но, с другой стороны, все они уступают нам в отношении талантливости и разума.

    В Утопии свобода вероисповедания. Утоп (основатель государства) посчитал слишком самоуверенным делать выбор в пользу какой-то конкретной религии и возводить ее в статус государственной.


    Для него было неясно, не требует ли бог разнообразного и многостороннего поклонения и потому внушает разным людям разные религии.

    Каждый может свободно исповедовать и проповедовать свою религию, однако запрещена пропаганда атеизма, и утопийцы считают атеистов безумцами, относятся к ним с подозрением и не дают им важных должностей.


    Поэтому Утоп оставил весь этот вопрос нерешенным и предоставил каждому свободу веровать во что ему угодно. Но он с неумолимой строгостью запретил всякому ронять так низко достоинство человеческой природы, чтобы доходить до признания, что души гибнут вместе с телом и что мир несется зря, без всякого участия провидения.

    Возможен ли, на мой взгляд, такой устрой общества в реальном мире? Само слово «утопия» (от др. греч. οὐ-τοπος — «место, которого нет») предполагает, что нет. Почему мы не может отказаться от частной собственности? Потому что отказаться от своей собственности, значит начать полагаться на других. Доверять им, верить в их добросовестность и порядочность. Это также невозможно, как и отказ от вооруженных сил. Мы не хотим отказываться не потому, что хотим нападать, не потому, что не обладаем этическими установками, не ценим человеческую жизнь, а потому, что не верим в других людей, не верим в наличие моральных принципов у других, в то, что другие не нападут. Хотя, на мой взгляд, достойному человеку лучше погибнуть, веря в лучшее в людях, чем навредить кому-то, из-за опасения худшего.


    Если же дело дойдет до волнений и борьбы с оружием в руках, то наилучшая и святейшая религия погибнет под пятою суетнейших суеверий, как нивы среди терновника и сорняка, так как все скверные люди отличаются наибольшим упорством.

    Утопия становится невозможной, потому что мы мыслим и действуем, исходя из недоверия к другим людям, мы смотрим на других через призму страха, ожидая от них наихудшего. А наше недоверие к ним, в свою очередь, заставляет и их занимать оборонительную позицию, из-за чего наши ожидания по отношению к ним оправдываются.

    Утопия невозможна, потому что она строится на общем труде и взаимопомощи добросовестных и бескорыстных людей, которые умеют полагаться друг на друга.


    Ведь нельзя, чтобы все было хорошо, раз не хороши все люди.

    Хотя «Утопия» Томаса Мора во многом любопытна и познавательна, на мой взгляд, Эдвард Беллами справился с изображением идеального общества удачнее: он решил классовый вопрос и проблему финансового неравенства, при этом сохранив частную собственность. Кроме того, жители его утопии ведут менее аскетичный и более насыщенный развлечениями и искусством образ жизни.

    Связанная литература:

    Эдвард Беллами - Через сто лет Вергилий Марон Публий - Энеида Гомер - Одиссея Платон - Государство. Платон Сенека - Октавия Публий Корнелий Тацит - Тацит. Полное собрание сочинений в 1 книге Фридрих Энгельс - Происхождение семьи, частной собственности и государства (в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана) Томас Гоббс - Основы философии (о теле, о человеке, о гражданине) Эразм Роттердамский - Эразм Роттердамский. Похвала глупости Плутарх - Моралии (сборник) Аристотель - Политика
    3
    264