Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Под стеклянным колпаком

Силвия Плат

  • Аватар пользователя
    mnamaddy30 декабря 2024 г.

    Слишком высокие ожидания, которые не оправдались

    Я чувствовала себя чем-то вроде беговой лошади в мире, в котором вдруг отменили бега.

    Книга семи-автобиографичная, так что я понимала, что это не чисто художественная литература, а основанная на личном опыте авторши. Как таково, вопросов сильно о том, как здесь показано ментальное здоровье (произведение о депрессии), у меня не возникало. Также было понимание, что в 60-ые годы 20-ого века особо хорошего понимания людей о психических заболеваниях не было — подтверждение чему мы видим не раз в самой работе.

    Автор первую половину повести строит на том, чтобы показать жизнь главной героини, Эстер, когда она не была ещё сражена депрессивным эпизодом, а вторая половина будто является зеркалочкой, где всё настолько перевёрнуто с ног на голову, что читатели могут сами сравнить, как болезнь влияет на Эстер и начинает занимать главное место в её жизни — так, что героиня не может уже контролировать её. Болезнь настигает Эстер внезапно — я немногое знаю о депрессии, как о болезни, но из того, что я слышала, обычно так и бывает. Тем не менее, в книге это всё равно явилось неожиданностью.

    Помимо болезни, здесь также явственно можно отследить социальные устои того времени, касалось ли то расовых стереотипов, мизогинии, поведении и взаимоотношений в социуме, или же места женщины в обществе. Как обычно. Продукт является следствием своего времени.

    Хоть я и могу оценить неоценимый вклад Плат в расширении понимании общества о том, как на тот момент работали психологические спецучреждения и о пациентах с проблемами с ментальным здоровьем, лично мне произведение не сильно понравилось. Я понимаю важность работы и то, что она основана в большинстве своём на личном опыте авторши, но это не помешало мне не насладиться книгой полностью.

    Хоть в начале я наслаждалась слогом, ближе к середине и к концу это упование будто переросло в скуку и конфуз. В определенный момент, я сама начала порой путаться во временных рамках и задаваться вопросом о том, что вообще происходит вокруг Эстер. Вся работа строится вокруг персонажа и того, что происходит внутри и вокруг неё, так что во второй части, чисто для меня, повествование начинает будто терять мой интерес, так как всё идёт вперемешку. В одном параграфе идут несколько временных линий один за другим, без какого-либо перерыва между ними. В один момент Эстер разговаривает с доктором, а на следующей строчке — проходят недели, если не месяцы, и Эстер ведёт диалог с Джоан (знакомой, что тоже попадает в психическую больницу). Такое написание текста меня путает и в конце концов начинает раздражать. Я понимаю, что возможно, таким образом Плат хотела дать понять, как ощущается болезнь у Эстер, что она сама ощущает себя подобным образом, но мне это всё равно было как-то странно в чтении.

    Далее, Эстер мне перестала импонировать в какой-то момент совершенно. Думаю, всё началось после того, как она, во-первых, оставила свою подругу с незнакомым мужчиной в квартире у последнего, когда подруга просила её быть рядом для защиты; а во-вторых, когда Эстер бросила ту же самую подругу на пороге своего номера в отеле, когда последняя была настолько пьяна, что не могла нормально стоять. Последней каплей стало отношение Эстер в самом конце к Джоан. Женская солидарность, минимум, здесь отсутствует напрочь. И, к сожалению, читать о героине, которой я не симпатизирую совсем, мне не хочется.

    Самого сюжета здесь связанного нет, и в целом, для меня это не было проблемой, если бы не два пункта выше. К концу я дочитывала без малейшего интереса и участия к Эстер.

    Как итог: прочитано, но лично мной не оценено полностью. Как продукт того времени и его вклад в общество и понимание болезни — да. Как литературное произведение — нет.

    3
    146