Рецензия на книгу
Над пропастью во ржи
Джером Д. Сэлинджер
Djetty25 марта 2015 г.Очень хорошо помню (особенно, потому что сохранила эти воспоминания в дневниковых записях) себя в том возрасте и переходном состоянии, о котором рассказывает автор. 15-16 лет, старшие классы школы, выбор пути, вступление во взрослую жизнь.
Растерянность, смятение чувств, накал эмоций, перемены настроения. Время, когда жизнь представлялась как битва с самой собой; когда казалось, что весь мир рушился, мировоззрение менялось, и эта боль ощущалась почти физически. Когда хотелось убежать.
Пропасть ощущалась, а иногда и четко виделась, ведь именно в том возрасте мы и подходим к ее краю и заглядываем в нее. Скользкие у нее края, ухватиться почти не за что, если сорвешься. И сорваться легко, а иногда и маняще. Не у всех получается построить мост через нее.Очень редко этот переход бывает плавным и почти никогда безболезненным. Это взросление и становление личности, когда уже перестаешь быть ребенком, но еще не можешь быть взрослым, когда пытаешься найти себя и свое место в мире, определить для себя ценности, которые тебя ведут и оберегают твой мир.
Вот об этом в очень откровенном рассказе от лица молодого героя и говорил автор с читателями.
У этой книги нет сюжета. Просто парень, бесцельно мечущийся по городу. Но в его повествовании нам открывается его внутренний мир и мир, его окружающий. Он видит, что мир взрослых – по большей части мир эгоизма, лицемерия, вульгарности, злобы, распущенности, расчетливости. Ему не хочется быть частью этого мира, поэтому все время его терзает острое желание убежать.
Его бунтарство – это ответ и защита от лжи, щит для его ранимого сердца. Но он умеет видеть душевную доброту, он уважительно думает о людях, не гоняющихся за богатством и славой, а делающих правое дело (как монахини-учительницы). Он с нежностью относится к детям, еще не вкусившим зла, наивным и непосредственным, и беззащитным.
Главное во всей книге – яркая мечта героя – идея «ловца над пропастью».
«Понимаешь, я себе представлял, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».Вот что для Холдена единственно важно: уберечь детей да и себя, добавим мы, от падения в пропасть бездуховности, а для этого нужно найти оберег – моральные ориентиры.
922