Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Room of One's Own

Virginia Woolf

  • Аватар пользователя
    nangong_jie28 декабря 2024 г.

    "Женщины в литературе" или попытки узнать о женщинах-писательницах прошлого и настоящего.

    Впервые я узнала Вирджинии Вулф благодаря творчеству Лив Стрёмквист, в котором художница осветила спорное, по современным меркам, мнение Вирджинии.

    Позднее, на просторах я смотрела достаточно много видео с восхвалением "Своей комнаты", а когда я увидела её в списке «must read для писателей и литературоведов» решила, что она будет прочитана, и вот вы читаете мою «рецензию». :)

    «Своя комната» - это, как пишут многие источники, эссе, хотя для меня это, скорее выжимки из лекций, основанная на (простите за тавтологию) лекциях, прочитанных в двух колледжах Кембриджского университета. Оно больше относится к публицистике, украшенная красивыми, уместными и многогранными художественными вставками, с которых приятно удивляешься огромному словарному запасу.

    Само же эссе поделено на шесть глав, по смыслу и содержанию идущие друг за другом, но в каждой главе есть что-то отдельное, что только украшает данную работу.

    В первой главе Вулф показывает читателю, как проходит её обычный день, и по ходу повествования она рассуждает о женщинах, об их существовании на данный момент (20 век). И уже на десятой странице мы видим столкновение половой несправедливости – женщины без сопровождения Университетского совета или рекомендательного письма не допускались к посещению библиотеки.

    Во второй главе Вулф сидит в библиотеке (куда её, видимо,наконец-то впустили)


    «...На столе в компании лежит листок бумаги с крупновыведенным заголовком «Женщины и литература», ниже – ни единой строчки...»

    И на протяжении всей главы она будет исследовать литературу, написанную мужчинами, и из всего этого делать выводы о том, что они думали о женщинах с 17 по 19 вв..

    В третьей главе она рассуждает о жизни женщин с 17 по 19 вв. Размышляет о причинах той «женской жизни». Тут хоть и проходят красной нитью феминистические суждения, но сквозь них ненавязчиво прослеживаются мысли о «женской» литературе.

    Уже в четвёртой главе В. Вулф рассказывает, что из себя представляет «женская» литература. Без лишней буквенных тягостей она упоминает писательниц, котором так не хватало «своей комнаты», а так же порицаемые мужчинами и другими женщинами, но несмотря на это, они смогла не просто написать, но и издать своё творение. Автор эссе упомянула Остен, Бронте, Элиот и других, к сожалению, малоизвестных писательниц и поэтесс.

    И после краткого обзора некоторых деятельниц литературы, она приступает к оценке произведения Мэри Кармайкл. Вулф, читая «Увлекательную жизнь», ведёт мысленный диалог с Кармайкл, даёт оценку и советы её произведению и, параллельно (снова), рассуждает о женщинах в литературе:


    «Женщина видит в литературе искусство, а не только способ самовыражения»

    В последней же главе она строит теорию о том, что мышление творческого человека должно быть иметь в себе и женское, и мужское начало, иначе творение получится пресным и непонятным для противоположного пола (от автора) читателям.

    И в заключении она обращается к женщинам, которое... заставило разочарованно воскликнуть «Ну Вирджиния! Ну что это такое, а?».


    Как я и говорила ранее, у Вулф хоть и не простой язык повествования, но у неё достаточно обширный словарный запас, благодаря которому она может расширенно и не банально описывать всё, что её окружает и выдаёт читателю очень интересные мысли. :)

    Мне очень нравятся её подколы, например, «Считается, будто литература должна опираться на факты. И чем они точнее, тем лучше.», и уже наследующей строке она расписывает осенний пейзаж во всех красках, как бы говоря "смотри, как я могу!".


    Если рассматривать «Свою комнату» со стороны литературоведения, следует отметить, что писательница пишет о процессе писательства, о характере писателя по его трудам (например, о женоненавистниках она отзывается как об обиженных в детстве злых, гневных мальчишках), даёт оценку произведениям, рассматривает влияние тех или иных факторов на творчество


    «...Литература усеяна следами крушения тех, кто чрезмерно прислушивался к окружающим...»

    и не забывает давать полезные советы:


    «... Сначала нужно понять, как автор строит предложения, а потом уже запоминать, у кого синие глаза...»

    или


    «... Прошу вас, пишите любые книги, и не важно – хоть о возвышенном, хоть о простом...»

    Если рассматривать «Свою комнату» как введение в феминизм,то читатель узнает о положении женщин в прошлом, о положении женщин в настоящем и, совсем немного, в будущем. Кстати, некоторые мысли Вирджинии, к сожалению,отражают положение женщин в 21 веке.

    И с моей стороны будет кощунством, если я не упомяну самую главную мысль этого, актуального и по сей день, сборника эссе:


    «Если женщина собралась стать писательницей, ей необходимы деньги и своя комната».

    Какой мой вывод относительно книги? Книга интересная (хоть и местами заставляет продираться сквозь дебри непонятного понятного), с прекрасными мыслями (в заключении Вулф, конечно, подкачала) и интересными фактами.


    Для знакомства со стилем «поток сознания» самое то.


    Посоветую ли я её в качестве матчасти феминизма? Безусловно!

    Посоветую ли я её как книгу для литературоведения? ДА, ДА, СТО РАЗ ДА. Хотя бы для поверхностного изучения английской литературы с 17 по 19вв.

    3
    216