Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Угрюм-река

Вячеслав Шишков

  • Аватар пользователя
    Аноним27 декабря 2024 г.

    "Они" и "я"

    На реку эта книга и похожа. То бурлит, перекатывается через пороги, стиснутая в крутых берегах истории одного купеческого семейства, а то вдруг разливается широко, полноводно, и можно обозревать её сверху, наблюдать одновременно многие судьбы и отголоски эпохи (всё же начало ХХ в., хоть и Сибирь). Изредка выглядывает из текста всезнающий рассказчик, перепрыгивает от дома к дому, из головы в голову, чуть ли не через абзац, без пауз, словно это и впрямь река течёт мимо и ведёт рассказ обо всём, что видит, сразу. Но тут снова сужается русло, сюжет концентрируется на главном, и снова — пена, брызги, эмоции. Я бОльшую часть романа прослушала в исп. Алексея Багдасарова, и это было прямо... ух! Но и по тем эпизодам, которые читала глазами, видно, что текст невероятно живой, язык вроде бы и сжатый, краткий, но сочный и дышащий.

    «Река», конечно, меняла направления. Сначала я просто наслаждалась стилем, описаниями плавучих ярмарок, тунгусами, чудесным образом Ибрагима и вообще атмосферой, сотканной из ярких ниточек. Потом с увлечением следила за историей взросления, за тем, как в тайге закаляется характер Прошки Громова, которому тесно в самом себе. Потом немного поскучала на «любовной излучине» (но это в принципе не моё). Потом история взросления превратилась в историю падения. Эмоции зашкаливали: агрессивная сила закона «Я хочу», по которому жили персонажи, поначалу давила и ужасала, но в какой-то момент чувства сменились на жалость к одним и настоящее бешенство в отношении главного героя. Подумывала отложить книгу, но внутри так клокотало, что это было невозможно.

    К счастью, вскоре начинается спокойный отрезок пути. Что-то вроде производственного романа с острой социальной проблематикой на историческом фоне. Хозяин-эксплуататор, чудовищные условия труда, забастовки, ссыльные, разбойники, золотая лихорадка... То, что нужно, чтобы изобразить самых разных людей с их пороками. Но здесь героев и читателя спасает юмор. Все эти второстепенные персонажи местами описаны действительно смешно, причём это не похоже на гоголевскую сатиру — юмор здесь добавляет реалистичности и очеловечивает.

    Нельзя сказать, что в книге совсем нет светлых моментов или героев. Чего стоит сцена с тунгусами, искренне желающими понять христианскую веру, проникшими без разрешения в церковь и начавшими творить там «обряды». Тема христианства тут одна из центральных. Для того, кто писал роман при советской власти, Шишков очень тепло изображает верующих и при этом поднимает вопросы, на которые нет прямых ответов. Особенно интересно следить за спорами Нины и инженера Протасова. Нина при всей своей религиозности и доброте всё же иллюстрирует идею о слабости человека перед обстоятельствами. Протасов стоит за социалистическую идею, но в её благородном смысле — раздай имущество бедным и иди служить другим. Заметно, конечно, что Шишков немного склоняется на сторону Протасова (возможно, даже наделяет его некоторыми своими чертами) — да и мне он оказался симпатичнее всех.

    Очень точны его слова о главном герое:


    Ореол гениальности, которым я был вначале обольщён, окончательно померк в нём.

    Я всё ломала голову, почему ярость, которая бурлила во мне в момент «падения» Прохора Громова, к середине романа вся вышла. Может, потому что вышел сам Прохор Громов? Вся кипучая сила, все задатки, всё, что мог бы совершить с этаким потенциалом, — всё пропадает, как только совершаешь первую подлость. Словно «обесточиваешь» себя. Герой скатывается до совершеннейших низостей, сводит существование к одной формуле: есть «они» и есть «я» — и совершает глупости от одной страсти забрать всё у всех.

    И вот что мне было по-настоящему интересно. Но не из-за сюжета. Главный герой настолько отталкивает, что я просто не могла вспомнить ни одного похожего случая: да, бывало, что откровенно раздражали и злили главные герои, но ни один не казался настолько плох, что не верится, как так вообще. И ведь даже не сатана, как бы ни сам ни провозглашал. На сатану не тянет.

    Мне стало интересно, как же закончится эта, в определённом смысле, невероятная книга с таким героем — и я совершенно не знала, какой конец будет правильным.

    А потом дошло: это история про Антихриста. Как будто после духовного самоубийства такая досталась роль. Новая природа — быть врагом для всех. Вот ещё любопытная деталь: он пару раз сравнивает себя с Раскольниковым — но, если Раскольникову были доступны муки совести и путь к раскаянию, то Прохор, кажется, лишён права даже на это. Автор ярко показал, как ужасна может быть пустота на том месте, где могла бы быть совесть. И финал истории поразителен тем, что героя, даже вот такого, тебе всё-таки до комка в горле жаль.

    8
    308