Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним23 марта 2015 г.Очень тяжело сказать "понравилась" о книге, которая оставляет тебя полностью изможденным после чтения.
Нет, изможденность эта не из-за скуки, и не из-за рутинности. Просто все эмоции каждого из персонажей пришлось ощутить самому. А также неоднократно разобрать на составляющие, вознегодовать, посочувствовать, проникнуться отвращением. Это одна из тех книг, которые приходится не читать, а проживать.
Очень много, чертовски много ответственности берет на себя тот, кто своим состраданием водит другого за нос! Взрослый человек, прежде чем вмешаться, должен сначала обдумать, как далеко он зайдет, — с чужими чувствами не шутят!Главный герой, Гофмиллер - объект моих самых интенсивных сомнений. Его личность невозможно не переоценить, причем неоднократно, по мере чтения. Этот, казалось бы, довольно взрослый человек, видевший в жизни не так уж много помимо казармы, оказывается в эмоциональном плане весьма и весьма незрел и, можно сказать, невинен. Неискушен. 25 лет его жизни прошли в чувственной недоразвитости, осознанности в его поступках чрезвычайно мало, как это бывает с людьми, чья судьба с ранних лет определена исключительно армейским укладом жизни. Офицер, по-детски радующийся из-за икры за столом и не думающий о том, что находится "дальше его седла" - таков он есть.
В безрадостной жизни Эдит его появление вначале кажется ярким фейерверком, и поначалу искренне радуешься, что у прикованной к костылям и креслу девушки, появляется компаньон, с которым можно коротать вечера. Пусть даже у Гофмиллера тоже есть свои плюсы от этого общения - ощущение семьи, отдых от казарменного режима. Казалось бы, все в выигрыше.
Но, как только раскрывается, что привязанность Эдит к офицеру не дружеская, а сердечная, понимаешь, что симпатии к главному герою имели под собой очень хилую опору - они основывались на восприятии девушки исключительно как инвалида, неполноценного, вторичного человека, которые должен радоваться любому обращенному к ней дружелюбному слову, довольствоваться приятельством как собака объедками со стола. Такое отношение отвратительно и необычайно оскорбительно - но именно на нем строится жалостливое сочувствие Гофмиллера к Эдит.
Я ждал чего угодно, только одно не приходило мне в голову: что обиженная судьбой калека, у которой нет сил даже волочить ноги, может мечтать о любимом, возлюбленном, что она так превратно истолкует мои частые посещения, вызванные исключительно жалостью, и ничем другим.К этому моменту герой уже окончательно увяз в петле, им же самим завязанной - он обнадежил отца девушки и ее саму, преувеличив слова доктора Кондора о новом методе лечения, который, как оказывается, для нее просто бессмысленен. Он стал их "лучом света", Эдит уже опутала его личность судьбоносными метафорами, уже открыла свое сердце, получив в ответ лишь ложь, приправленную фальшивыми улыбками. Доктор Кондор примером своей жизни только подталкивает героя еще ближе к самопожертвованию, его жениться на слепой пациентке, которую он не смог вылечить, воспринимается всеми как безусловное благородство, да и сам доктор воспринимает это как смысл своей жизни.
Все-таки стоит обременить себя тяжкой ношей, если другому от этого станет легче.И в эти моменты метания в ловушке невозможно не пожалеть Гофмиллера. Ведь он не виноват, он не пробуждал эмоции в девушке нарочно, чтобы насладиться этой изощренной пыткой. И он не может легко взять и уйти - любящая его девушка вряд ли оправится от подобного поступка, слишком много лжи, слишком много безнадежности в его жизни. Она явно показывает офицеру, что наложит на себя руки, если еще что-то упадет на чашу весов всех несчастий ее короткой жизни.
Но нет спасения тому, кого любят без взаимности, ибо над чужой страстью ты уже не властен и, когда хотят тебя самого, твоя воля становится бессильной.Невозможно не понять, как душит главного героя безысходность его ситуации, как он, сам того не желая, положил себе на плечи такую тяжесть, как смял жизни сразу нескольких людей, включая свою собственную.
Можно понять Эдит. Можно понять Гофмиллера. Всех можно понять. Но невозможно на этом успокоиться.
Чувство неправильности и низости всего случившегося не оставляет, малодушие вызывает презрение, но можно ли одобрительно кивнуть на решение человека принести свою жизнь на алтарь жалости? Мнимое счастье, достигаемое обманом - разве заслуживает такого Эдит? Отвращение Гофмиллера к ее парализованным ногам, его боязнь быть осмеянным товарищами за женитьбу на "калеке" - разве это добавляет герою божественного ореола спасителя? Можно ли было выйти из ситуации, не привнеся трагедии в чью-либо жизнь? Вопросы, вопросы, слишком много вопросов. Слабоволие, малодушие, эйблизм, манипуляторство - слишком крепкий коктейль негатива. После такой книги хочется распахнуть окно, выглянуть на свет и успокоить себя тем, что "в жизни так не бывает. Но...к сожалению, бывает.
1243