Рецензия на книгу
Адвент
Ксения Букша
Аноним25 декабря 2024 г.У современных российских авторов в последнее время читаю только про Петербург, так уж получается. Ну и конечно, когда читать про Адвент, если не в декабре? Особых ожиданий у меня не было, взяла "попробовать", и тем приятнее оказалось, что книга совпала со мной во многих моментах.
Герои книги, муж и жена, Костя и Аня весь декабрь по очереди открывают окошечки своих воспоминаний, заново переживают тяжелые моменты, ощущая зыбкость бытия. Особенно сложно переносит эту пору года Костя. Тридцать лет назад в это время покончил с собой его отец.
Аня тонко чувствует настроение мужа и предлагает ему в качестве противоядия коллекционировать разные виды смеха. Но ей и самой приходится преодолевать мрачные мысли. И смех в их воспоминаниях то демонический, то бессмысленный, безумный, и только иногда весёлый и освобождающий.
При всех своих заморочках и травмах Аня и Костя любят дочку Стешу и растят её в поддерживающей атмосфере. Она довольно гармоничный ребенок, но в какой-то момент тоже ощущает конечность жизни.
И только после самой длинной ночи наступает поворот, как это и положено, "от мрака к свету". И праздник Рождества даёт надежду на радость и счастье.
Для меня особой неожиданностью оказалось, что в книге очень много музыкальных отсылок и даже хохм, а продавец в магазине игрушек похож на композитора Франсиса Пуленка. Но текст музыкален и по своему строю, все воспоминания героев написаны верлибром. Аня по профессии музыковед и пишет статью о творчестве Баха. А я как раз планировала дослушать курс о его духовной музыке и подобралась к "Рождественской оратории".
«...самый известный из Бахов, Иоганн Себастьян, кантор школы Святого Фомы в Лейпциге, человек, написавший несколько циклов церковной музыки, – он очевидно это «что-то» видел, стоял на этом, не мог иначе. В какие-то годы он писал по кантате в неделю, по маленькой одноактной опере, и разучивал её с разношёрстным коллективом музыкантов, и исполнял в церкви. Годовой церковный круг – колесо обозрения, гигантская шарманка, которая рассказывает одну и ту же священную историю, но каждый раз в новых деталях, каждый раз цепляя новые чувства, и в каждом прихожанине – чувства разные, тёмные, сложные (если он, конечно, слушает хоть сколько-нибудь внимательно, а не сплетничает в церкви, как это делало большинство). Кажется, что не под силу одному человеку делать столько работы, но у Баха была цель, он втайне надеялся, что после смерти такой музыкант, как он, встанет одесную Господа и будет продолжать крутить это необозримое колесо в вечности».
А в конце Аня поет старинный рождественский гимн «Ich steh an deiner Krippen hier», мелодию к которому тоже с большой вероятностью сочинил Бах.
«Ум и сердце, мужество и мою душу – всё прими в подарок, Иисус; всё, что ты дал мне, я дарю тебе, лежащему в колыбели», – пела Аня, и было похоже, будто корабль плывёт. – «Я ещё не был рождён, – Нина начала подтягивать мелодию, – когда ты появился на свет…» Серёга и Стеша стояли, взявшись за руки, у стола. Стеша стала тянуть Серёгу за руки, пытаясь с ним потанцевать. – «И прежде, чем я был создан твоей рукой, ты знал, каким я буду».
Забыла сказать: в книге есть и детская травля, и лихие 90-е, и мат, и всякого трэша хватает. 18+5106