Рецензия на книгу
Американская трагедия
Теодор Драйзер
Julymystery22 марта 2015 г.Американская трагедия – обратная сторона американской мечты. То, что случается с человеком, когда его мечтой становятся низменные желания, и нет ни внутреннего стержня, ни норм морали противостоять соблазнам и сохранять человеческий облик.
С самого начала роман показался мне интересным. Привлекательный и амбициозный молодой человек стремится выбраться из бедности и найти свое место под солнцем. При этом Драйзер делает героя настолько живым, что я все время видела в Клайде одного своего знакомого, так четко видела, что Клайд разговаривал его голосом и имел его привычки. И то, как мелкие недостатки и пороки вроде тщеславия, иногда трусости, инфантильности или гедонизма, могут перерасти в нечто громадное и чудовищное, как преступление – ошеломляет и заставляет серьезно задуматься. Герой Клайда показан, как «нравственный и умственный трус», настолько уверенный в своей исключительности, что на судебном процессе он думает о том, что его никто не понимает, ведь он совсем не виноват, «они не знали, как Роберта заставляла его мучиться и какие неприятные решения заставляла его принимать». Это человек, настолько эгоистичный, что он считает только себя способным на страдания и всякого рода желания, он даже не удосуживается предположить это в других. И страшно это еще и оттого, что эта ситуация сейчас все так же актуальна – как часто можно встретить таких же Клайдов – мужчин и женщин – не фактических преступников, но уже «совершивших преступление в своей душе».
Отношение к религии в книге (или у самого автора?) неочевидное. С одной стороны религия представлена в ней, как удел фанатиков, провинциалов, не умеющих думать и размышлять, но в то же время именно отсутствие внутреннего стержня, основанного на общечеловеческих законах (что собственно и есть религия – только гораздо более утрированно) и дает человеку разрешение на какие-то либо поступки против человечества и против своей совести – потому что и совести и самого этого понятия, как такого, нет!
Так же постороннему человеку будет достаточно интересно оказаться как бы внутри судебного процесса такой значимости, рассмотреть все юридические приемы вблизи, как детскую игрушку, и еще раз убедиться, что судопроизводство всегда – больше представление и находчивость, чем факты и объективность.
Это роман о человеческой душе, о внутренних запретах, о мечте, о человечности, хочется многим дать этот фолиант с длинным напутствием. В отличие от «Гения» или «Финансиста» он не затянут и не вызывает протестов. Так что для меня это пока, пожалуй, лучший роман Драйзера!740