Рецензия на книгу
Сатанинский смех
Фрэнк Йерби
Аноним24 декабря 2024 г.Любовь и революция
С автором этой книги я познакомилась очень давно. «Изгнанник из Спарты» в свое время произвел на меня неизгладимое впечатление, не знаю уж, своими ли художественными достоинствами или темами, которые поднимались в этом романе или моим в то время полным незнанием реалий той эпохи, но я была от него в восторге. Но когда интернет открыл нам все книги писателя в электронных версиях, меня как-то смутил такой широкий разброс по временам и темам – средние века, Французская революция, колониальная Америка, пираты, древний мир.
Но игры на LL для того и существуют, чтобы мы читали книги, которые так бы и пролежали в наших запасниках до конца времен, и до «Сатанинского смеха» я таки добралась. И всё оказалось совсем не плохо. Конечно, читая эту книгу, нужно помнить, что написана она в 1953 году, автор темнокожий американец и писал он тогда все свои вещи в расчете на экранизацию в Голливуде, который как раз в то время заинтересовался его романами и экранизировал несколько из них. Но этот роман получился не менее занимательным и также увлекающим в мир своего героя, как тот, что мне запомнился. И мне ни разу не захотелось его отложить или переключиться на другую книгу, что с современными авторами происходит сплошь и рядом.
Действие происходит во Франции, в конце XVIII века, накануне и во время Великой Французской революции, которая принесла стране неисчислимые беды и закончилась так, как кончаются все революции, то есть практически ничем, кроме смены правящей верхушки.
На этом фоне разворачивается история Жана Поля Мартена, совсем молодого юноши, сына состоятельного прованского купца, в груди которого горит огонь сострадания к замордованным податями крестьянам и ненависти к благородному сословию, выжимающему из них последние крохи, чтобы проматывать эти деньги в Версале, при королевском дворе.
Жан Поль Марен бунтовщик, считающий себя философом, и, как многие французы, большой любитель театральных жестов, за которые ему приходится жестоко расплачиваться. К тому же он весьма противоречивая личность. Несомненно, человек больших дарований, порядочности и чести, он южанин, наполовину сицилиец и обладатель страстного темперамента. И как представитель самой галантной нации в мире, он часто не в силах обуздать свою чувственность, но как философ, которым он себя мнит, он пытается под ее порывы подвести философскую базу. И это приводит к некоторому избытку влюбленных в него и им любимых дам, что придает произведению романтический флер и ту кинематографичность, о которой говорилось ранее. Эти его порывы приводят его сначала на каторгу, а затем прямо в депутаты Конвента, горячим сторонником которого он сначала становится, чтобы под конец, жестоко разочаровавшись в его беспомощности, быть осужденным этой властью.
Что же касается такого эпатажного названия романа, то «дьявольский», громкий, леденящий душу смех – одно из свойств главного героя, хорошо бы подчеркнувшее его личностные качества в экранизации. Этим смехом он выражал свои самые сильные, по преимуществу отрицательные, эмоции – гнев, разочарование, презрение, отчаяние. И поводов для этого в его жизни, до краев наполненной событиями, было предостаточно – избиения, каторга, кровавый революционный хаос в восставшем Париже, зрелище черни, дорвавшейся до сиюминутной власти.
Время, в котором происходят события, описано яркими, сочными красками, страстей и крови здесь более, чем достаточно. В сравнении с современными бестселлерами, может, эти описания и длинноваты, но автор хорошо ориентируется в теме, во всяком случае много лучше меня. Якобинцы, кордильеры, республиканцы, роялисты, экстремисты - все эти революционные фракции под рев толпы и звуки выстрелов закружатся в дьявольской пляске, завершением которой станет гильотина на площади Карусели. А потом революция пожрет своих детей, выплюнув, по счастью, нашего героя почти не прожеванным, но полностью растерявшим все свои идеалы.
Френка Йерби всегда интересовала судьба личности во времена бурных исторических катаклизмов. Постараюсь еще вернуться к этому автору, он меня не разочаровал.
3494