Рецензия на книгу
Пташка
Ксения Скворцова
Vetta40324 декабря 2024 г.А вольнолюбивой пташке сидеть в каталажке... (В.В.Маяковский)
Достойное славянское фэнтези или, пожалуй, псевдославянский исторический роман. Просто про жизнь без колдовства и прочих приблуд. Текст написан в стиле «ой ты гой еси» и насыщен анахронизмами, старинными понятиями, описаниями обрядов, покосов, Солнцеворотов и пр., что создает определенную атмосферу.
Однажды проснувшись поутру в старой башне (в тексте – вежа), сирота Гнеда, вполне привычная к одиночеству после смерти наставника, заменившего отца, ощутила тревогу, выглянула в окно и увидела вдалеке на дороге двух необычных для их села вооруженных всадников. Прислушавшись к предчувствию угрозы, девушка побежала к местному кузнецу, другу и заступнику, который все внимательно выслушал, быстренько собрался и увез Гнеду в другое селение к кормилице. Там девушка узнала, что она не просто сирота-подкидыш, а спрятанная дочь погибшего князя Яромира, которую могут искать представители сразу нескольких княжеских и боярских родов. Героиня не по своей воле оказалась в центре опасных интриг и жестокой борьбы за власть.
Дальше закрутился увлекательный, драматичный сюжет, в котором сплелились взросление героини, поиски правды о родителях, места в жизни, и, разумеется, любовные перипетии.
Толковое название, хорошая идея, захватывающий сюжет, складный текст, множество деталей создают яркую картину и аутентичный мир, но почему-то осталось впечатление нереализованности потенциала. Не ясна линия с кузнецом Катбадом. Не докручена история с пустельгой Злым, введенным в сюжет как родовой символ. Излишне драматизированы эпизоды со сватовством, где героиня продемонстрировала неадекватные реакции, а старый опытный боярин Судимир - непродуманность и глупость, и допросы Гнеды молодым князем Стойгневом, который вдруг словно разум утратил. А потом к финалу снова нашел. Некоторые интересные персонажи оказались слегка не дописаны, как Финтан, который поугрожал издалека, но так и не появился, или Гореслав. И, пожалуй, Фиргалл, отношение к которому менялось несколько раз на протяжении книги, что хорошо, но так и не были расставлены все точки над и, что уже не очень. Есть некоторые логические недочеты, если уж совсем вникать.
Текст вполне качественный. На мой вкус, перегружен анахронизмами, но все равно хорош. Если взять примером Семенову с ее «Валькирией» и канонически мастерским былинным стилем изложения, то Скворцова, пожалуй, уступает в цельности и стиле. Но это не критика, исключительно мое личное восприятие.
Читать интересно, финал замечательный, ровно настолько открытый как надо.
Мне роман понравился. Подойдет для любительниц славянского фэнтези с ярким старинным колоритом.
22523