Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Старик и море. Рассказы

Эрнест Хемингуэй

  • Аватар пользователя
    Аноним21 марта 2015 г.

    Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Хемингуэй и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Охотник, путешественник, военный корреспондент, солдат - он искал пути наибольшего сопротивления, испытывав «на прочность» своих персонажей. В конечном итоге он нашел того гармоничного героя, которого искал всю свою писательскую жизнь – перед читателями предстает образ старика-рыболова. В своей выдающейся книге “Старик и Море” писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо обдумывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя.

    Главный замысел книги заключается в воплощении несокрушимой воли человека, показа его героического начала. В основу произведения лег его узнаваемый стиль написания “отсечение лишнего”. Холодные как сталь слова, недлинные и броские выражения демонстрируют во всей полноте реалистическую детализацию, в очередной раз доказывая, что Хемингуэй – настоящий мастер искусства современного повествования.

    Старик Сантьяго в "Старике и море" принадлежит миру природы. Он не только прожил всю свою жизнь в единении с морем, он частица этого мира, и он сам так себя и воспринимает. Родство старика с морем видно уже в его облике, во внешности человека, всю жизнь проведшего в море. Хемингуэй уже на первых страницах подчеркивает примечательную деталь внешности старика: «Все у него было старое, кроме глаз, а глаза его были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». Так возникает лейтмотив повести - человек, который борется до конца.

    В старике есть нечто более значительное — подлинный и естественный героизм. На долю старика выпало тяжелейшее испытание. Он ведет свою титаническую борьбу с этой невиданной рыбой один на один, как и положено герою. И поединок этот со всеми его перипетиями, когда победа склоняется то на одну, то на другую сторону, все больше начинает напоминать миф. Герой должен вести борьбу в одиночестве, только тогда у него появляется возможность раскрыть себя полностью, проявить все свое мужество, стойкость и отвагу.

    Старик знает свою физическую немощность, но он знает и другое — что у него есть воля к победе. «Я все равно ее одолею,— сказал он,— при всей ее величине и при всем ее великолепии. Хоть это и несправедливо,— прибавил он мысленно,— но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести».

    Счастье, улыбнувшееся старику, счастье, которое он завоевал в такой тяжелой борьбе с рыбой, у него украли акулы.


    «Хотел бы я купить себе немного счастья, если его где-нибудь продают,— сказал старик.— А на что ты его купишь? — спросил он себя.— Разве его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож или покалеченные руки?» Подплывая к родной деревушке с обглоданным скелетом своей рыбы, старик все равно отказывается считать себя побежденным: «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя.— Никто,— ответил он.— Просто я слишком далеко ушел в море».

    Старик терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует. И тогда он произносит слова, в которых выражен весь пафос книги: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

    Находясь один в море, герой размышляет о старческом одиночестве. «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один,— думал он.— Однако это неизбежно». Но потом сам себя опровергает,— уже на обратном пути к дому старик думает о своих земляках: «Надеюсь, что они там зря не волнуются. Волноваться, впрочем, может только мальчик. Но он-то во мне не сомневается! Рыбаки постарше — те, наверно, тревожатся. Да и молодые тоже,— думал он.— Я ведь живу среди хороших людей».

    Впервые его герой не одинок в этом враждебном и жестоком мире! Впервые его герой достиг гармонии с природой и людьми, окружающими его, обрел согласие с самим собой. Долгий путь пришлось пройти хемингуэевскому герою, чтобы прийти к такому жизнеутверждающему итогу, где гуманистический идеал находит свое воплощение.

    Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Противостояние старика с гигантской рыбой есть ничто иное, как олицетворение фатализма извечной борьбы человека с судьбой. Используя эту аллегорию, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, и именно эти внутренние качества помогают ему выйти непобежденным из заведомо проигрышной битве.

    В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, но они и не друзья. Ведь смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, никак.

    Рецензия была вдохновлена критикой И.Кашкина.

    4
    123