Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подросток

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним23 декабря 2024 г.

    "Главное - тут был "двойник"!

    Написать рецензию на роман Федора Михайловича - все равно, что "объять необъятное". А поскольку "нельзя объять необъятное", я решила сконцентрироваться на идее и персонаже, которые показались наиболее интересными и нашли у меня отклик. Таковой является идея двойничества, которая, на мой взгляд, находит самое яркое воплощение в образе Андрея Петровича Версилова.

    Учитывая жанровое своеобразие произведения Ф.М. Достоевского, а именно тот факт, что перед нами роман-исповедь, на события и персонажей "Подростка" мы смотрим преимущественно глазами Аркадия Долгорукого, незаконнорожденного сына Андрея Петровича, который словно коллекционер собирает мнения, суждения и слухи о своем отце:

    "Впрочем, он был еще вовсе не старик, ему было всего сорок пять лет...".

    Несмотря на стесненные финансовые обстоятельства, в которых Аркадий застает своих родителей по приезде в Петербург, "Версилов жил праздно, капризился и продолжал жить со множеством прежних, довольно дорогих привычек... Он брюзжал ужасно, и все приемы его были совершенно деспотические...".

    "Уже с лишком год назад, как он выгнан из общества" за слухи о скандальном поступке, совершенном в Германии, и "о пощечине, полученной тогда же слишком гласно от одного из князей Сокольских, и на которую он не ответил вызовом"...

    Но Аркадий "видел высокомерного человека, которого не общество исключило из своего круга, а который скорее сам прогнал общество от себя, - до того он смотрел независимо"...

    Однако все бесчисленные женщины "благоговели перед ним, как перед фетишем".

    "Почем знать, может быть, она (Софья Андреевна, мать Аркадия и сожительница Версилова) полюбила до смерти.... фасон его платья, парижский пробор волос, его французский выговор.... тот романс, который он спел за фортепьяно, полюбила нечто никогда не виданное и не слыханное (а он был очень красив собою), и уж заодно полюбила, прямо до изнеможения, всего его, с фасонами и романсами".

    Во время приватного разговора с Версиловым Екатерина Николаевна Ахмакова восклицает: "Я буду думать о вас всю мою жизнь как о драгоценнейшем человеке, как о величайшем сердце, как о чем-то священном из всего, что могу уважать и любить... Я никогда не забуду, как вы потрясли мой ум при первых наших встречах".

    Со своей "тоской русского дворянина" Андрей Петрович Версилов у Достоевского является носителем "высшей русской культурной мысли".

    Однако сам Версилов отмечает: "Я могу чувствовать преудобнейшим образом два противоположные чувства в одно и то же время - и уж конечно не по моей воле. Но тем не менее знаю, что это бесчестно, главное потому, что уж слишком благоразумно. Я дожил почти до пятидесяти лет и до сих пор не ведаю: хорошо это, что я дожил, или дурно..."

    "... Крафт считал его скорее плутом и врожденным интриганом, чем человеком, действительно проникнутым чем-то высшим или хоть оригинальным...".

    Девушка Оля сначала принимает благодетельную помощь от Андрея Петровича, которого называет умным, благородным, развитым и образованным человеком, однако затем отказывается от "подачки" бесчестного, подлого, хитрого иезуита и кончает жизнь самоубийством.

    Расколотый ровно на два куска образ, оставшийся после смерти Макара, становится символом идеи двойничества: "Знаете, мне кажется, что я весь точно раздваиваюсь... Право, мысленно раздваиваюсь и ужасно этого боюсь. Точно подле вас стоит ваш двойник; вы сами умны и разумны, а тот непременно хочет сделать подле вас какую-нибудь бессмыслицу...".

    Образ Андрея Петровича Версилова противоречив, сложен и многогранен, будучи сотканным из добродетелей и прегрешений, веры и безверия, идеи и абсурда, благоразумия и сумасшествия, ненависти и любви... любви гуманной, милосердной, христианской и любви безумной, страстной, роковой...

    6
    175