Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним21 декабря 2024 г.

    «Преступление и наказание» как исследование человеческой души

    Пришлось мне недавно по долгу школьной службы все-таки взять в руки книгу Достоевского и прочесть от корки до корки. Раньше я не особо жаловала произведения Федора Михайловича, но больше из-за той трагичной мрачности и болезненной «желтизны», какими в мыслях и очерках писателя отображен Петербург.

    Я была крайне удивлена, когда буквально проглотила весь роман за жалких три дня. Меня поразило то, как мастерски читателя погрузили в мир внутренней борьбы и моральных дилемм. Порой конечно рассуждения главного героя – Родиона Романовича Раскольникова – доходили до абсурда, но именно эта несуразица в мыслях помогла автору раскрыть образ не просто преступника, но в каком-то роде ученого, размышляющего о правах «сильных» и «слабых», «достойных» и «недостойных».

    Именно совершив преступление, Раскольников понимает, что в попытке выяснить, насколько он сам достоин, способен ли «дать себе разрешение перешагнуть через кровь», провалился в самую бездну морального упадка, откуда выход почти невозможен.

    Сама по себе эта его теория о том, кто на что способен и кто чего достоин, довольна спорна. Но даже так с ней нельзя не согласиться. Невольно начнешь размышлять об этом, взвешивать все «за» и «против», но неизменно будешь приходить к выводу, что тема социального неравенства актуальна в нашем веке особенно. Тем более что всегда найдется тот, кто возомнит себя Наполеоном или Марком Аврелием, имеющим право убить, если остальные добродетели перевесят на чаше весов одну отнятую жизнь.

    Творчество Достоевского вообще есть бесконечный спор без начала и конца о том, что такое нормальность. Если ли вообще нормальный человек? Или все уже больны, заразились развратом, витающим в воздухе мрачного, уродливого Петербурга? Или же болезнь и есть нормальное, здоровое существование человеческой души?

    Ах да, про город. Как и во всех произведениях писателя, культурная столица предстает перед читателем не просто фоном основных событий романа, а полноправным участником, отражая внутреннее состояние героев. Атмосфера просто великолепная, хорошо подходящая главной идее – удушливая и запутывающая разум, не дающая здраво мыслить, раскрывающая самые низменные идеи и желания души.

    Я считаю, что именно город в каком-то роде толкнул Раскольникова на то, чтобы узнать «тварь ли он дрожащая или право имеет». Болезненность самого Петербурга убила в герое нравственную чистоту и желание тянуться к Богу. Даже крест и тот был для него не символом веры в лучшее будущее, а тяжелой ношей совершенного преступления. Хотя при всем его чувстве вины, об убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны Родион Романович отзывается так:


    Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

    А все потому, что сожаление и горечь он ощущал из-за того, что уничтожил свою мораль и нравственность, а не погубил чужую жизнь:


    Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..

    В общем, что хотела всем этим сказать: «Преступление и наказание» – это не просто роман о преступлении, это глубокое исследование человеческой души, ее слабостей и стремлений. Я рекомендую прочитать это произведение всем, кто хочет понять, что значит быть человеком, со всеми его неровностями.

    7
    92