Рецензия на книгу
Русская амазонка. Записки
Надежда Дурова
Аноним20 марта 2015 г.Какого черта феминистки обвиняют
мужчин в женоненавистничестве?
Никто не ненавидит баб больше,
чем другие бабы!Иногда вредно изучать биографию автора прежде чтения его книги. Вот я, например, с чистой душой и совестью приступила к запискам Дуровой, терпеливо читала начало ее злоключений, продиралась через весьма непривычное построение предложений, пытаясь проникнуться историей… и мне так жаль стало ребенка, что я полезла искать в инете информацию об этой самой кавалерист-девице. Это и стало началом большой ошибки – не будь я в курсе истинного положения дел, еще как-то восприняла бы скромное литературное дарование госпожи Дуровой, но, понимая что «ради красного словца не пожалеет мать и отца», читала с все возрастающим неприятием и недоумением. Апофеозом стали воспоминания о детских годах автора. Емкое слово «дура» тут подходит как ни что другое. Но не только, далеко не только это слово и не только за детские годы. Постепенно у меня вырисовалась целостная картина того, что собой представляет автор и ее/его «Записки». Я попытаюсь изложить свой взгляд на историю девицы Дуровой, фамилия которой оказалась столь многоговорящей.
Итак, мои ожидания. Хотелось рассказа о том, как себя чувствовала женщина среди мужчин, как ей удалось скрывать свои половые признаки, как преодолела естественный стыд. Да черт подери, как она в туалет стоя ходила и грудь бинтовала!
Ничего этого не было, были лишь сплошные описания где и когда квартировались, что ели, какая была погода и кто к кому ездил в гости, например Г… к К… или П… к Г….
А чтобы понять, что я получила - начнем с начала, а значит с античности и Фрейда. В древнереческой мифологии есть два персонажа, которых я не могу не вспомнить – это Эдип и Электра. Если про эдипов комплекс все более или менее ясно, то с комплексом Электры не так много иллюстративного материала. Позволю себе краткую научную справку:
Как и для мальчика, для девочки мать является первым объектом детской привязанности, но со временем сильная эмоциональная привязанность девочки к матери уступает место привязанности к отцу. Отход от матери сопровождается возникновением у девочки чувства враждебности, а прежняя связь с ней выливается в ненависть. Чувства враждебности и ненависти к матери усиливаются по мере того, как девочка обнаруживает отсутствие у нее того органа, который есть у мальчиков. Девочка обвиняет свою мать в том, что она родила ее с неким дефектом. Ее переживания по поводу отсутствия пениса порождают чувство зависти и ведут к возникновению комплекса кастрации, связанного с ощущением собственной неполноценности.Кто книгу читал, закомые симптомы? Дурова постоянно пишет о том, как плохо быть женщиной и как хорошо – мужчиной. Не нужно путать это с борьбой за преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины. Это ненависть к своему полу и своему телу.
Читаем дальше:
С точки зрения З. Фрейда, комплекс кастрации служит питательной почвой для возникновения у девочки эдипова комплекса. Если у мальчика комплекс кастрации ведет к отказу от реализации сексуального влечения к матери в силу страха перед отцом, то девочка под влиянием этого комплекса попадает в эдипову ситуацию. У мальчика эдипов комплекс вытесняется и преодолевается, у девочки он, как правило, усиливается и развивается. По сравнению с мальчиком девочка дольше находится на стадии эдипова комплекса и это сказывается на формировании женского характера. По мнению З. Фрейда, девочке не удается преодолеть эдипов комплекс в полной мере, и это может приводить к разного рода психическим расстройствам.Так вот, похоже что отношения между автором и ее матерью были как минимум нездоровыми.
Это я конечно приуменьшаю, ведь что имеем по факту о ее матери – молодая и привлекательная девица сбежала с военным. Но вместо романтики она получила жизнь в разъездах, по сьемным квартирам, без малейших удобств. Добавим к этому беременность и ожидание сына. Не тут то было, родила царица в ночь не то сына не то дочь, не зайченка, не лягушку а неведому зверушку! И Пушкин здесь более чем уместен.
Показателен один момент из биографии Дуровой: «однажды, когда Надежда в возрасте одного года долго плакала в карете, мать выхватила её из рук няни и выбросила в окно». Факт остается фактом – мать свою дочь невзлюбила, зато подтянулся папенька и отряд гусар, которые и воспитали будущее дарование.
На самом деле все это выглядит многообещающе в плане занимательной истории, особенно если читать краткое изложение биографии автора – нелюбимая матерью девушка, которую регулярно отсылали "с глаз долой" в далекую Малороссию, ее привязанность к своей лошади, что уже вызывает симпатию к "сироте при живой матери". Девченка убегает из дома переодевшись в казака, идет воевать и проходит всю войну наравне с закаленными солдатами, получает крест за спасение офицера. Это меня и соблазнило к прочтению данного опуса.
К сожалению, действительность оказалась много печальнее. Во-первых, не было никакого романтичного побега в 16 лет из дому. Был неудачный брак в 18, брошеный сын и еще более романтичный побег с есаулом, у которого мазель Дурова жила под видом слуги. И это – еще более занимательная история. В духе любовных романов. Я не вижу причин того, что автор намеренно скрывала эти факты. Хочешь опубликовать скандальные дневники – пиши все как есть! Хочешь художественный вымысел – пиши лучше и интереснее.
Что меня неприятно поразило в книге, так это бесконечные оправдания. То у нее конь плохой, то погода не такая, то устала она и подчиненные тупые. Или начальство, или война, да кто угодно. Все не так – и лишь наша рыцарь в сияющих доспехах не при чем. Каждый раз, когда не могла справится с лошадью – виновата глупая лошадь. Каждый раз, когда засыпала где попало и как попало – виноваты окружающие, ибо не разбудили. Вот этот факт поразил мноих читателей книги, и я в их числе.
Да падет на меня гнев феминисток, но (за редкими исключениями о обоих сторон) женщины в физическом плане мужчинам уступают. А значит это что большинство неурядиц Надежды-Александра были вызваны именно тем, что она женщина. При всем этом отмечу, что те самые окружающие догадывались, то за мОлодец Александр, и пользовался он всяческими поблажками, поскольку кавалерист-девицу все жалели.
Но вот война закончилась, девица ушла в отставку, осела в своем имении. Но! не перестала именоваться Александром и говорила о себе только как о мужчине. Это можно было бы списать на привычку, но подозреваю, что опять надо обращаться к учебнику по психологии.
Есть такая интересная вещь как гендерная дисфория или расстройство гендерной идентичности. Ели спросить у гугла, то он ответит:
Гендерная дисфория - состояние, когда человек не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им.Проявлений у этого расстройства много и разных. В простом случае, например, если вид или поведение человека не соответствует гендерным нормам, это явление часто называют гендерной неконформностью (Надежда в детстве вела себя как мальчишка); человек может нарушать гендерные границы путем переодевания - трансвестизм (вся последующая жизнь под именем Александра).
Самая глубокая форма гендерной дисфории - транссексуализм, когда индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перемены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т. д. Не будем забывать, что автор жила в 19-м веке, когда ни смена паспорта, ни уж тем более смена пола не были возможными. Однако и в столь серьезном вопросе "под каким именем отпевать и хоронить" - Дурова предпочитала оставаться мужчиной.Ни стиль, ни содержание, ни автор не вызвали у меня симпатии, разве что определенный интерес, да и тот далеко не литературный. Оставляю на совесть читателя самому поставить диагноз Дуровой-Александрову.
16140