Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фрэнни и Зуи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним20 марта 2015 г.
    И так уже люди, говоря обо мне, покачивают головами, и если я еще хоть один раз в своем творчестве употреблю слово "Бог" не в его прямом, здоровом, американском смысле - как некое бранное междометие,- то это послужит явным свидетельством, точнее, подтверждением того, что я уже начинаю хвастаться знакомствами в высших сферах, а это верное свидетельство, что я человек пропащий. Разумеется, этого достаточно, чтобы заставить нормального слабонервного человека, а в особенности писателя, приостановиться. Я и приостанавливаюсь. Но не надолго. Потому что любое возражение, как бы оно ни было красноречиво, должно быть еще уместным. Дело в том, что я периодически выпускаю эти любительские фильмы в прозе с пятнадцати лет. Где-то в книге "Великий Гэтсби" (эта книга была моим "Томом Сойером" в двенадцать лет) молодой рассказчик заметил, что каждый человек отчего-то подозревает самого себя в какой-то первородной добродетели, и далее открывает нам, что у себя - храни его, Боже,- он считает таковой честность. А я своей первородной добродетелью считаю способность отличить мистический сюжет от любовного. Я утверждаю, что мой очередной опус - вовсе не рассказ о какой-то там мистике или религиозной мистификации. Я утверждаю, что это сложный, или многоплановый, чистый и запутанный рассказ о любви.


    Внутри аквариума мир наверняка является не таким, каким он выглядит снаружи. А тот, кто читает Сэлинджера - ночует в аквариуме, в новой для себя среде, со своими правилами и своим климатом, и со всеми вытекающими последствиями. На самом деле, Батю сложно понять без знания буддизма-индуизма-христианства, поэтому те, кто в них ни бум-бум, либо интуитивно постигают, что тут какая-то иная система взаимоотношений, мыслей и поступков, либо списывают Сэлинджера в утиль, ибо они уже непременно ознакомились с "Над пропастью во ржи" и убедились, что Сэлинджер пустомеля аки старушка Джеймс (ага).
    Совершенно справедливо многие высказались о своём желании видеть эти повести на сцене, ибо нет для них лучшего места. Место действия практически не меняется, треть "Зуи" вообще происходит в ванной, чем, собственно, и подкупает, но внутренняя динамика, прости за пошлость, накал и всё прочее, рвёт крышу напрочь.
    А этот стиль, этот язык! Я плачу и рыдаю от умиления и счастья, когда читаю его. Купите мне сигарету, если я ошибаюсь, но когда Сэлинджер начинает писать от лица Бадди Гласса, то превращается в необузданного гения. Кстати о Глассах. Я хочу узнать, как Сэлинджер создаёт своих персонажей? Ибо как может человек из плоти и крови на страницах книг выводить столь живых, лишённых всякой искусственности, всякой манерности персонажей, давая им уникальный, интересный, многогранный внутренний мир. Объяснить это положительно невозможно и только крутится у меня в голове та неловкая, но знаменитая шутка: «Сэлинджер любит Глассов больше, чем их любит Бог ».
    Я редко перечитываю книги, но в этом правиле есть исключения. Порой, я беру любимые книги и перечитываю наиболее понравившиеся моменты. Часто это бывает с «Фрэнни и Зуи». Каждый раз, соприкасаясь в тексте с этой иронией, юмором, ремарками, отступлениями (надеюсь, вы заметили их в приведённой выше цитате) и всем прочим, я готов от удовольствия стоять на голове. Это что-то особенное:


    Я только что кончил расшифровывать длинное письмо от Мамы, которое получил сегодня утром: сплошь про тебя и про улыбку генерала Эйзенхауэра, и про мальчишек, падающих в шахты лифтов (из "Дейли ньюс"), и когда же я наконец добьюсь, чтобы мой телефон в Нью-Йорке сняли и установили здесь в деревне, где он мне безусловно необходим. Уверен, что во всем мире нет больше такой женщины, которая умела бы писать письма невидимым курсивом. Милая Бесси. Каждые три месяца, как по часам, я получаю от нее те же пятьсот слов на тему о моем несчастном старом личном телефоне и как неразумно платить Бешеные Деньги ежемесячно за вещь, которой совершенно никто не пользуется. А это уже чистое вранье. Когда я бываю в городе, я сам часами сижу и беседую с нашим старым другом Ямой, Божеством Смерти, и для наших переговоров личный телефон просто необходим.

    • Да, я хоч_у, чтобы ты женился,- настойчиво Сказала она.- Почему ты не хочешь жениться?

    Зуи выпрямился, вынул из кармана брюк сложенный полотняный платок, встряхнул его и высморкался раз, другой и третий. Он положил платок в карман и
    • Я слишком люблю ездить в поезде. Стоит только жениться, и ты уже никогда в жизни не сможешь сидеть у окошка.
    • Это не причина!
    • Самая серьезная причина. Ступай-ка отсюда, Бесси. Оставь меня в мире и спокойствии. Почему бы тебе не пойти покататься на лифте? Кстати, если ты не бросишь эту чертову сигарету, ты сожжешь себе пальцы.

      Конечно, есть в книге моменты, которые мне откровенно, всерьёз и обстоятельно не нравятся : это некоторые высказывания и мысли. Будем считать, что я вас предупредил. Жаль, что об этих предметах уже нельзя почесать языком с Сэлинджером. Ну, что поделать, буду довольствоваться праведным гневом.

    вом.

  • Конец.

26
326