Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Junky

William S. Burroughs

  • Аватар пользователя
    Deuteronomium20 декабря 2024 г.

    После прочтения самой известной книги Берроуза Голый завтрак я понял, что следующим нужно читать его дебютный роман, «Джанки» — ведь именно это даст понять из чего выросло авторское психоделическое перо. Многие ругают этот роман за сухой язык, в серости, бесцветности, в мучениях, в отсутствии эмоций и хоть каких-либо чувств, даже отвращения как в «Голом завтраке». И с этим трудно не согласится, но, пожалуй, одно я не могу утверждать — книга маленькая и читается очень быстро, на одном дыхании.

    Уильям Берроуз, бесспорно, является знаковой фигурой бит-поколения, писатель, чьи работы полны наркотической психоделии, жесткого реализма и экспериментального стиля. Его проза — это нечто похожее на поток сознания, часто лишенный привычных структур, с акцентом на субъективный опыт и исследование тем отчуждения, зависимости и власти. А роман «Джанки» — это еще «нащупывание», полуавтобиографическая повесть о жизни Берроуза в мире наркозависимости.

    «Джанки», как указывает на то аннотация, — путешествие в ад наркотической зависимости, где главный герой, сам же Берроуз a.k.a. Уильям Ли, описывает свой путь от случайного употребления до полной поглощенности наркотиками. Сначала это морфин, затем героин, и все это в атмосфере послевоенной Америки, где контрабанда и криминал переплетаются с повседневностью. Повествование нелинейно, скачет между городами, странами, и различными состояниями сознания, как будто подражая беспорядочным мыслям наркомана. Конфликт здесь в экзистенциальном противостоянии героя самому себе и своей зависимости: это борьба за выживание в маргинальном мире, где единственная цель — очередная доза.

    Берроуз не ставит перед собой задачу морализаторства или осуждения наркотической зависимости. У него вовсе нет на этот счет конкретной позиции; есть наркотики — вмажусь, нет — ну и пусть. Его цель, скорее, в том, чтобы показать ее изнутри, без прикрас и романтизации, как это сделал после Берроуза Хьюберт Селби-младший в романе Реквием по мечте . Берроуз исследует психологические и физические последствия употребления наркотиков, а также влияние этой зависимости на восприятие реальности и социальные отношения. В «Джанки» нет четкой идеологической подоплеки, скорее это констатация факта — наркотики превращают человека в «джанки» — зависимого, потерявшего себя. Это честный, даже жестокий взгляд на обратную сторону медали, без попыток оправдать или приукрасить происходящее.


    Атмосфера романа пропитана грязью, мраком и отчаянием. Берроуз использует резкий, отрывистый язык, который отражает внутреннее состояние героя — то эйфория, то ломка. Текст полон сленговых выражений, жаргонизмов и наркотического лексикона, которые погружают в специфическую среду наркоманов, а переводчик Алекс Керви отлично передал всё это.

    «Джанки» — бескомпромиссное произведение, которое несмотря на жесткость и местами отталкивающим содержанием, цепляет своей откровенностью и искренностью. Берроуз не пытается понравиться читателю, а просто рассказывает свою историю, такой, какой она была. Мне кажется, что это важная книга эпохи, которая позволяет взглянуть на наркотическую культуру без предрассудков и иллюзий. Но стоит отметить, что из-за специфического стиля и содержания, книга может подойти не всем: хаотичное повествование, отсутствие четкой структуры могут просто утомлять.

    3
    342