Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Okipoki20 марта 2015 г.Среднестатистическому читателю, раздавленному катком масс-культуры, "Франкенштейн, или Современный Прометей" грозит разрывом сразу нескольких шаблонов. Во избежание сей болезненной неприятности настоятельно рекомендуется пользоваться алгоритмом развенчивания мифов:
Миф №1. Франкенштейн - зловещее серо-зелёное чудовище, исторгнутое адом через живительный электроразряд.
Неа. Франкенштейн - это даже не доктор, ответственный за эту гнусность. Виктор - романтический идеалист, студент-недоучка, ослеплённый грандиозностью амбициозного эксперимента, но мало задумывающийся о его грозных последствиях.Миф №2. It's alive. ALIVE!
Неа. Пробуждение чудовища описано буднично и как-то мельком. Леденящих кровь историй о гробокопательстве тут тоже нет, как и ужасающего вида неудачных экспериментов. Книга не об этом.Миф №3. Создание Франкенштейна - безмолвный монстр, не шибко превосходящий по интеллекту ближайших родственников-зомби.
Неа. "Дьявол" то и дела извергает витиеватые тирады на темы нравственности, велеречиво изъясняется по-французски, читает Гёте, Мильтона и Плутарха, философствует, и может послужить примером образованности для многих из нас. Как не похоже на классический характер Бориса Карлоффа!Миф №4. Чудовище всех убивает, а затем сжигается в башне.
И да и нет. Убийств в книге не много, и занимается ими "демон" спустя рукава и не то от досады, не то от нечего делать. Но книга снова не об этом.На деле история "Франкенштейна" - старый как мир сюжет о стремлении стать ваше Бога, ответственности за приручённых, ценности простых семейных радостей, разрушительной мести и подспудном страхе перед ускользающим из-под контроля успехе науки. Изящная словесность, морализаторство и философские отступления присутствуют в избытке. Ощущение напряжённости и сопереживание главному герою для чуткого читателя тоже найдётся. Атмосферы гнетущего ужаса нет и в помине. Симпатичный классический роман, очень приятный для чтения, но имеющий ценность прежде всего не как "вещь в себе", а как основа для многочисленных грядущих переосмыслений.
645