Рецензия на книгу
Живые. Мы можем жить среди людей
Варвара Еналь
Аноним18 декабря 2024 г.Любовь и роботы
МОАГ. Космическая станция, парящая в невесомости, служит заводом по производству сложнейшего оборудования, а еще на ней живут дети, которых обучают и воспитывают роботы. По достижению пятнадцати лет, каждый ребенок проходит экзамен и переходит на следующий уровень станции, где живут и работают взрослые. Точнее, такую версию событий транслирует корабль МОАГ, и только горстка изгнанников знает правду: никаких взрослых на станции нет, и после пятнадцатилетия всех детей ждет смерть. Лишь немногие из подростков смогли избежать этой участи и теперь скрываются на нижних уровнях, отчаянно пытаясь выжить.
В центре повествования две девушки – Таис, одна из так называемых «Детей Подземелья», и Эмма, лучшая ученица класса на втором уровне. Они не могли бы быть более разными, и при этом обе почти одинаково меня раздражают, пусть даже я и прекрасно понимаю, почему и Таис, и Эмма так себя ведут. Таис резка и ожесточенна, затевает ссоры по малейшему поводу и озлобленна на весь мир; но вспомним, что она в одночасье потеряла все, прожив пятнадцать лет в комфорте, а потом два года провела, прячась в холодных технических туннелях и воруя еду у бывших товарищей, осознавая, что каждый ее день может быть последним. Разве можно после этого винить Таис за пессимизм и раздражительность? Эти черты характера Таис я могу принять – но не то, что человеческая жизнь не имеет для нее никакой ценности. Зачем им пытаться спасти других детей, если они будут обречены на прозябание на нижнем уровне? Зачем тратить ресурсы на тех, кто не приносит никакой пользы? Разве не лучше некоторым сразу умереть? Не раз и не два Таис рассуждает в таком ключе, и от этих умозаключений у меня мороз по коже. А ведь при этом собственной жизнью Таис дорожит, как и жизнью своих друзей, не замечая своего лицемерия. Нет, уж лучше иметь дело с Эммой – она может предать, но сделает это из лучших побуждений.
Эмма – образцовая «правильная» девочка, отличница и красавица. Все ее мысли посвящены только одному: стать лучшей из лучших и войти в команду взрослых, управляющих МОАГом. Ради этого она готова на все – выполнять общественные работы, решать сложные задачи на экзамене, предать друга. При этом последний пункт для нее так же логичен, как и первые два – ведь Закон создан для их же блага, и нарушителей непременно нужно наставить на путь истинный. Другими словами, у Эммы ярчайший «синдром отличницы». Она во всем и всегда должна быть лучшей, должна быть безупречной, ведь это – единственный способ добиться одобрения и привлечь внимание взрослых, которых Эмма никогда не видела. Но самый главный недостаток Эммы не в том, что она стремиться быть идеальной, а в том, что она на самом деле почти идеальна. Я ожидала, что Эмма будет с трудом приспосабливаться к жизни на нижнем уровне, разом потеряв все, что у нее было, но она и тут оказывается лучшей, буквально за день найдя новый, безопасный способ добывать пищу и установив на базе свои порядки. И все же Эмма нравится мне немного больше остальных персонажей, в первую очередь потому, что она задает правильные вопросы, от которых остальные отмахиваются. Например, какой смысл роботам заботиться о детях, если они все равно всех их убивают? Как приходящие на станцию торговые крейсеры не понимают, что с ней что-то нет так?
Из второстепенных персонажей мне очень понравился Федор – спокойный, надежный и рассудительный. Единственный его недостаток – уж слишком он идеален, хотя в его случае это не так сильно раздражает. Несмотря на их маленькую роль в повествовании, мне понравились Маша, посвятившая себя заботе о самых младших из Детей Подземелья, и Илья с Катей, в чью любовь нельзя не поверить. И, неожиданно, мое сердце украл Лонька, перепрограммированный робот, которой обрел независимость от программ МОАГа, а вместе с ней – индивидуальность и чувство юмора. И пусть Эмма раз за разом повторяет, что роботы просто выполняют свою программу, это не мешает ей тянуться к Лоньке как к родительской фигуре, и в конце концов признать, что Лонька такая же часть ее маленькой семьи, как и сестра Соня.
Сюжет несомненно хорош, пусть даже главная загадка станции МОАГ раскрывается на удивление легко когда обеим героиням независимо друг от друга под руку подворачиваются дневники и письма, дающие ответы на все вопросы. Но само повествование очень динамично, и вот ты уже следишь, затаив дыхание, как герои пробираются по металлическим недрам корабля, сражаются с роботами и удирают от чудовищ. Единственная моя претензия к сюжету скорее личного характера – я не люблю истории про зомби, а финал по сути своей и сводится к столкновению детей и зомби. Хотя я не могу не восхититься тем, как логично складываются все фрагменты сюжетной мозаики, и абсолютно непоследовательные алгоритмы МОАГа обретают смысл.
Основная мысль книги, проходящая лейтмотивом через все главы, вызывает у меня противоречивые чувства. С одной стороны, я согласна с идеей, которую пытается донести автор: любовь делает нас людьми, поддерживает в трудную минуту и дает силы бороться с трудностями. По сути, эта история именно о том, как люди, которым не знакомо само понятие любви, у которых даже нет слов, чтобы описать свои чувства, все равно тянутся друг к другу и любят друг друга. Но есть у этой идеи и оборотная сторона: по этой логике, если ты не испытываешь любви, то ты и не человек вовсе, а животное, и непременно рано или поздно превратишься в чудовище. Да, формально нам говорят, что все равно, кого именно ты любишь – можно любить брата или сестру или друзей, и ты все равно не переродишься, но фактически заболевают и Эмма, искренне любящая младшую сестренку, и Рита, считающая своих подруг сестрами, в то время как персонажи, испытывающие романтическую любовь, оказываются неподвластны вирусу. Вот и получается, что все виды любви равнозначны, но некоторые «равнее».
На протяжении всей книги я чувствовала, что мне не хватает чего-то в этой истории, и только узнав поближе девчонок с Овальной базы, живущих как одна большая семья, я поняла чего именно. Мне не хватило обретенной семьи – взаимодействий между героями, искренней дружбы, остроумных перепалок, искренней поддержки и заботы друг о друге. У меня возникло ощущение, что на Темной базе каждый сам по себе, и все так и коротают дни, разбившись по группкам – Таис срывается на всех, кроме Федора, Машу не волнует ничто, кроме малышей, а Нитка проводит все время с Вальком. Даже у Эммы до побега на нижний уровень нет совсем никаких друзей, кроме сестры. И это важно потому, что любовь – не панацея от всех проблем. Можно кого-то любить и при этом быть ужасным человеком, можно заботиться о своих близких и при этом быть жестоким ко всем остальным. Потому что кроме любви к конкретному человеку должна быть какая-то общечеловеческая порядочность, что ли. И знаете, у кого есть такой вот моральный компас? У Эммы, единственной из Детей Подземелья, которая заботится не только о себе. У Эммы, которая отказалась бросить заболевших Диких умерать и которая думала об оставшихся на базе товарищах во время вылазки на третий уровень. А когда Эмма все-таки начала меняться под воздействием вируса, то осознав это, чистым усилием воли заставила себя не поддаваться порывам агрессивности. И для меня это больше достойно восхищения, чем дающая устойчивость к вирусу любовь.
Еще отмечу, что для меня истинным злом в данной истории оказались не роботы и даже не вирус, превращающий людей в чудовищ, а старый добрый капитализм и жадность больших корпораций. Даже если исключить всю безумную ситуацию на МОАГе, жизнь на космической станции оказывается далеко не такой счастливой, как кажется на первый взгляд. Торговая гильдия платит за образование работников, поэтому никто не может покинуть станцию или сменить вид деятельности – это убыточно для гильдии. Торговая гильдия регулирует количество персонала, а значит, гильдия решает, сколько детей будет рождаться и от кого, не спрашивая родителей, хотят ли они вообще заводить ребенка и с кем. И так как количество рабочих мест на станции ограничено, то после шестидесяти лет все взрослые подвергаются обязательной эвтаназии, – ведь содержать тех, кто не способен работать, чересчур накладно для гильдии. Для меня все это звучит слишком знакомо, ведь все это уже было в человеческой истории, и это называлось рабством. Так что стоит ли удивляться, что в итоге гильдия в лучшем случае бросила людей умирать, посчитав их спасение слишком затратным и списав все население станции как сопутствующий ущерб, а то и вовсе сама запустила вирус, решив таким образом избавиться от «устаревшего» персонала и заменить его роботами? Нет, трагедия на станции произошла не из-за того, что люди «разучились любить», а из-за того, что власть имеющие посчитали себя вправе распоряжаться жизнями других.
Созданный мир космических станций и роботов чрезвычайно интересен, но есть здесь некоторые логические несостыковки, случайно или намеренно разбивающие целостную картину. Больше всего меня поразило, насколько сильно на станции МОАГ развита культура потребления. Казалось бы, после того, как человечество оказалось на грани выживания, возродившаяся цивилизация должна придерживалась если не режима экономии ресурсов, то хотя бы осознанного потребления. Но дети Второго уровня представляют собой общество потребления в худшем смысле этого слова; модная одежда и любые гаджеты доступны им по щелчку пальцев, они не понимают ценности вещей, покупая и выкидывая их по малейшей прихоти. Я даже подозревала, что таким образом роботы контролируют детей, ведь намного проще управлять обществом, члены которого думают только о новых приобретениях и не задают вопросов. Когда же выясняется правда о том, что произошло на МОАГе, то чрезмерное потребление становится еще более нелогичным: для чего торговой гильдии увеличивать собственные издержки, снабжая МОАГ всеми этими вещами? С экономической точки зрения было бы логично до минимума сократить расходы, направляя на станцию только самое необходимое, в минимально достаточном количестве, чтобы не вызывать сбоев в программах роботов.
Финал этой книги создал великолепную затравку на продолжение серии; в частности, я очень жду дальнейшего исследования созданного автором мира – выхода приключений за пределы станции, встречи с гильдией, путешествия на покинутую людьми Землю. Да и на МОАГе осталось немало секретов; например, истинное происхождение убившего взрослых вируса, дальнейшая судьба зараженных, упомянутая технология «живая плоть»… Несомненно только одно – ничего не закончилось, и героев ждет еще много трудностей и испытаний.
Содержит спойлеры1248